— Для России – с её многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения носит фундаментальный характер.
— Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности.
— Колоссальные миграционные потоки, а есть все основания полагать, что они будут усиливаться – уже называют новым "великим переселением народов", способным изменить привычный уклад и облик целых континентов.
— "Плавильный котел" ассимиляции барахлит и чадит – и не способен "переварить" всё возрастающий масштабный миграционный поток.

Россия как "историческое государство"
— Продекларировав двадцать лет назад суверенитет, тогдашние депутаты РСФСР в запале борьбы с "союзным центром" запустили процесс строительства "национальных государств", причем, даже, внутри самой Российской Федерации.  "Союзный центр" – в свою очередь, пытаясь давить на оппонентов, начал вести закулисную игру с российскими автономиями, обещая им повышение "национально-государственного статуса". Сейчас участники этих процессов перекладывают вину друг на друга. Но очевидно одно – их действия одинаково и неизбежно вели к развалу и сепаратизму. И у них не нашлось ни мужества, ни ответственности, ни политической воли – чтобы последовательно и настойчиво отстаивать территориальную целостность Родины.
— Однако, даже в тот момент, когда государство как институт критически ослабело – Россия не исчезла. Произошло то, о чём Василий Ключевский говорил применительно к первой русской Смуте: "когда надломились политические скрепы общественного порядка, страна была спасена нравственной волей народа".
— Историческая Россия – не этническое государство и не американский "плавильный котел", где, в общем-то, все, так или иначе – мигранты. Россия – возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле – вместе и рядом с русскими.
— Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации  – русский народ, русская культура. Вот как раз этот стержень разного рода провокаторы и наши противники всеми силами будут пытаться вырвать из России – под насквозь фальшивые разговоры о праве русских на самоопределение, о "расовой чистоте", о необходимости "завершить дело 1991 года и окончательно разрушить империю, сидящую на шее у русского народа". Чтобы, в конечном счете – заставить людей своими руками уничтожать собственную Родину.
— Глубоко убежден, попытки проповедовать идеи построения русского "национального", моноэтнического государства – противоречат всей нашей тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь – к уничтожению русского народа и русской государственности.
— Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром. И этот выбор русский народ подтверждал раз за разом – и не на плебисцитах и референдумах, а кровью. Всей своей тысячелетней историей.

Единый культурный код
— Российский опыт государственного развития уникален. Мы многонациональное общество, но мы единый народ.
— Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет "нацменов", а принцип распознания "свой-чужой" определяется общей культурой и общими ценностями.
— Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности не зависимо от национальности. Это – тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать.
— Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической  принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Но при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности.
— Считаю, что в системе федеральных органов власти необходимо создать специальную структуру, отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов.

Национальная политика и роль сильных институтов
— Когда речь заходит о том, что в России, а в особенности на исторических русских территориях, ущемляются права русских – это говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих прямых задач – не защищают жизнь, права и безопасность граждан. — Необходимо тщательное выяснение сути проблемы, обстоятельств, урегулирование взаимных претензий по каждому конкретному случаю, где замешен "национальный вопрос"… И здесь исключительно важное значение имеет профессионализм и ответственность средств массовой информации.
— Но никакого диалога не может быть в ситуации беспорядков и насилия. Ни у кого не должно возникнуть малейшего соблазна "продавить власть" на те или иные решения с помощью погромов.

Проблема миграции и наш интеграционный проект
— Сегодня граждан серьезно волнуют, а скажем прямо – раздражают многие издержки, связанные с массовой миграцией – как внешней, так и внутрироссийской.
— Во-первых, очевидно, что нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу… В этой связи – должна быть предельно четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции – как постоянной, так и временной.
— Второе. У нас достаточно активно развивается внутренняя миграция, люди едут учиться, жить, работать в другие субъекты Федерации, в крупные города. Причём – это полноправные граждане России… Вместе с тем, тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями – должен с уважением относиться к местным обычаям.
— Во внутренней миграции также важны цивилизованные рамки. В том числе – это необходимо для гармоничного развития социальной инфраструктуры, медицины, образования, рынка труда.
— Считаю, что следует пойти на ужесточение правил регистрации и санкций за их нарушение. Естественно –  не ущемляя конституционных прав граждан на выбор места жительства.
— Третье – это укрепление судебной системы и строительство эффективных правоохранительных органов… Без этого никогда не может быть обеспечен объективный арбитраж интересов различных сообществ (как принимающего большинства, так и мигрантов) и восприятие миграционной ситуации как безопасной и справедливой.
— Четвертое – это проблема цивилизованной интеграции и социализации мигрантов… Со следующего года необходимо сделать обязательным для приобретения или продления миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам нашего государства и права.
— И, наконец, пятое – это тесная интеграция на постсоветском пространстве, как реальная альтернатива неконтролируемым миграционным потокам… С этой точки зрения, те задачи, которые мы ставим и внутри, и задачи евразийской интеграции – это ключевой инструмент, благодаря которым можно ввести миграционные потоки в нормальное русло. По сути, с одной стороны, направить мигрантов туда, где они будут в наименьшей степени вызывать социальное напряжение. А с другой – чтобы люди в своих родных местах, на своей малой родине могли чувствовать себя нормально и комфортно.