«За каждым макроэкономическим показателем, за каждым конкретным проектом мы должны видеть: сколько новых рабочих мест это принесет России, как это изменит качество занятости, а значит – и качество жизни людей».

• Россия обязана занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелец постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах… Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехнологии. Разумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос.

• Считаю возможным до 2016 г. снизить долю участия государства в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных несырьевых компаний, которые не относятся к естественным монополиям и оборонному комплексу. • Мы должны иметь к 2020 г. несколько университетов мирового класса… Российские исследовательские университеты должны получить ресурсы на научные разработки в размере 50% от своего финансирования по разделу «Образование» — как их международные конкуренты. …Будет в несколько раз — до 25 млрд. руб. в 2018 г. — увеличено финансирование государственных научных фондов.

• Сегодня уже половина иномарок собрана руками российских рабочих. Большая часть бытовой техники известных фирм производится в России… Для нас важно, чтобы лидеры мирового технологического рынка… стали бы здесь, в России, создавать новые технологии и новые продукты.

• Государство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты. В первую очередь — по обеспечению транспортной связанности нашей страны, по обеспечению надёжной связи с регионами Сибири и Дальнего Востока. Не менее важное направление — местная дорожная сеть…

• Мы имеем значительный отток капитала из России… За последние несколько лет по инициативе Президента Медведева мы начали целый ряд реформ, направленных на улучшение делового климата. Но заметных сдвигов пока не произошло… Главная проблема — недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства — от таможенных и налоговых служб до судебной и право-охранительной системы. Речь идёт о системной коррупции.

• Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции, — это фундаментальная, системная задача… Демонтировать обвинительную «связку» правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников. Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды.

• Следует сокращать присутствие крупнейших предприятий и банков с доминирующим участием государства, а также естественных монополий, включая «Газпром», в капитале других хозяйствующих субъектов, выделить из них непрофильные бизнесы, в том числе медиахолдинги. Надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. «Киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса… оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов.

• Чёткий выбор приоритетов, отказ от всего избыточного. Жёсткий контроль за стоимостью и качеством строительства, ценами при госзакупках. А по сути — ликвидация «откатов» при использовании государственных денег как на федеральном, так и на региональном уровнях. Мы должны с этим справиться, и это позволит нам сэкономить, по оценкам, как минимум 5%, а возможно, и 10% бюджета — от 1 до 2% ВВП ежегодно.

• В проекте закона о ФКС предусмотрено обязательное предварительное публичное обсуждение формата госзакупки и стартовой цены. Считаю необходимым, не дожидаясь введения в действие нового закона, применить такую процедуру ко всем крупным закупкам, допустим, превышающим миллиард рублей. Давайте задействуем на пользу обществу частный интерес фирм — потенциальных поставщиков. Пусть они вместе с журналистами, вместе с заинтересованными общественными организациями привыкают обсуждать: современно ли заказываемое техническое решение, кто, какие фирмы могут успешно выполнить такой проект, наконец, за какие минимальные деньги это можно сделать.

• Мы не будем увеличивать налоговую нагрузку на несырьевые сектора — это противоречит всей нашей политике диверсификации экономики. Но у нас есть резерв роста налоговых доходов по ряду направлений: дорогая недвижимость, потребление люксовых товаров, алкоголя, табака, сбор рентных платежей в тех секторах, где он пока занижен. Прежде всего то, что называется дополнительным налогом на богатство, а точнее — на престижное потребление. Основные решения должны быть приняты уже в этом году… При этом важно не увлекаться, чтобы под эти меры не попали представители среднего класса.

• Большой резерв — в наведении порядка с уходом от налогов через фирмы-однодневки, через офшоры. От этого добросовестный бизнес только выиграет, ему не придётся конкурировать с теми, кто процветает на махинациях и обмане государства. • Доля высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП должна к 2020 г. увеличиться в полтора раза. При этом высокотехнологичный экспорт России вырастет вдвое. Надо обеспечить рост производительности по экономике в 2 раза, а в ключевых секторах — выйти на уровень производительности, сопоставимый или даже выше, чем у наших конкурентов.

• Средняя заработная плата по экономике вырастет в реальном выражении в 1,6-1,7 раза, почти до 40 тыс. рублей в ценах 2011 г. • Доля предприятий, внедряющих технологические инновации, должна вырасти в 2,5 раза к концу 10-летия с нынешних 10,5 до 25%… Это экономика, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест…