Владимир Путин о развитии демократических институтов в России
Устойчивое развитие общества невозможно без дееспособного государства. А подлинная демократия — это непременное условие построения государства, нацеленного на служение интересам общества.

 • Настоящая демократия не создается одномоментно, не копируется по внешнему образцу. Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов. Чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления. Другими словами, демократия работает там, где люди готовы в нее что-то вкладывать.

• В 90-е годы под флагом воцарения демократии мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений. Не новое качество жизни, а огромные социальные издержки. Не справедливое и свободное общество, а произвол самоназначенных «элит», откровенно пренебрегавших интересами простых людей. Все это «отравило» переход России к демократии и рыночной экономике — устойчивым недоверием большой части населения к самим этим понятиям, нежеланием участвовать в общественной жизни.

• Но общество прошло трудный процесс взросления. И это позволило нам всем вместе вытащить страну из трясины. Реанимировать государство. Восстановить народный суверенитет — основу подлинной демократии.

• Хочу подчеркнуть — мы сделали это демократическими, конституционными методами. Политика, которая проводилась в 2000-е годы, последовательно воплощала волю народа.

• Сегодня наше общество совсем другое, чем в начале 2000-х годов. Многие люди становятся более обеспеченными, более образованными и более требовательными. Изменившиеся требования к власти, выход среднего класса из узкого мирка строительства собственного благосостояния — это результат наших усилий. Мы на это работали.
 
• Политическая конкуренция — это нерв демократии, ее движущая сила. Если такая конкуренция отражает реальные интересы социальных групп, она многократно усиливает «мощность» государства. В обеспечении развития экономики. В мобилизации ресурсов на социальные проекты. В обеспечении защиты и справедливости для граждан.
 
• Сегодня качество нашего государства отстает от готовности гражданского общества в нем участвовать. Наше гражданское общество стало несравненно более зрелым, активным и ответственным.

• Надо обновить механизмы нашей демократии. Они должны «вместить» возросшую общественную активность… Надо обратить первоочередное внимание на то, как организован учёт интересов социальных групп.

• Нам не нужны балаган и соревнование в раздаче необеспеченных обещаний. Нам не нужна ситуация, когда демократия сводится к вывеске, когда за «народовластие» выдаётся разовое развлекательное политическое шоу и кастинг кандидатов, где содержательный смысл выхолащивается эпатажными заявлениями и взаимными обвинениями. А настоящая политика уходит в тень закулисных сделок и решений…

•  Нам необходим механизм выдвижения народом во власть на всех уровнях ответственных людей, профессионалов… Понятный,  оперативный и открытый для общества механизм выработки, принятия и реализации решений.

• Нам важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду. Тот, кто предлагает решения и программы, несёт ответственность за их реализацию. Те, кто выбирает «принимающих решения», понимают, кого и что они выбирают…

• Современная демократия не может сводиться только лишь к «походу к урнам»… Демократия должна иметь… эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и «обратной связи».

• Граждане, общественные объединения должны иметь возможность заранее «тестировать» все государственные документы… Уже сейчас мы используем практику размещения проектов законов в Интернете. Каждый может направить своё предложение… Такой механизм должен стать нормой на всех уровнях.

•  Предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тысяч и более подписей в Интернете. Нужно будет разработать порядок официальной регистрации тех, кто хочет стать участником такой системы.

• В каждом муниципалитете должны проходить не только прямые выборы глав и депутатов… Оценку народа должны получать и другие чиновники, занимающие ключевые должности. Например, по итогам первого года работы начальника районного отдела полиции гражданам района должно быть предложено высказаться, хотят ли они, чтобы этот человек и дальше трудился в их районе. Точно так же можно поставить вопрос о руководителе районного центра ЖКХ. О мировом судье — в случае, если он не избирается гражданами.

• Необходимо, чтобы граждане на городском, муниципальном уровне могли голосовать, выносить на местные референдумы или интернет-опросы свои острые проблемы, выявлять узкие места и способы их расшить.

• Муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными… Иметь достаточные источники для исполнения своих полномочий, для решения повседневных людских проблем. Надо преодолеть зависимость от «подачек сверху», которые подавляют самостоятельность и ответственность, порождают иждивенчество.

•  Предлагаю передать на уровень муниципалитетов все налоги от малого бизнеса, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов. Конечно, при этом необходимо будет сбалансировать полномочия между субъектами Федерации и муниципалитетами.

• Отдельная проблема, и больная — судьба малых городов… Надо обеспечить устойчивый характер доходов таких муниципалитетов (что предполагает стабильный, известный заранее размер регионального трансферта). Исключить ситуацию, когда деятельность мэра сводится к выбиванию денег наверху, а его оценка зависит от начальства, а не от граждан.

• Разорвать связку «власть — собственность». Должны быть чётко установлены границы государства, пределы его вмешательства в экономическую жизнь… Широко внедрять лучшие, жизнеспособные практики работы гос-институтов стран-лидеров. Критерий заимствования — доказанная эффективность.

• Каждый человек должен ясно понимать из информации на государственных сайтах, что и как он может получить от того или иного ведомства и за что спросить с конкретного чиновника…
Предлагаю внести в законодательство, что за грубое или неоднократное нарушение стандартов полагается дисквалификация. Плохо работающий чиновник должен быть не просто уволен, а на несколько лет лишён права быть государственным или муниципальным служащим.

• Дальнейшее развитие получит институт омбудсменов — уполномоченных по защите прав… Считаю, что институт уполномоченных по защите прав предпринимателей должен появиться в каждом субъекте Федерации.

• Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль за ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция.

• Было бы правильно законодательно закрепить новый порядок выдвижения кандидатур на должности Председателя и аудиторов Счётной палаты, формирования списка назначаемой части Общественной палаты. Кандидаты должны выдвигаться не президентом, как сейчас, а Советом Государственной думы на основе согласия с кандидатурой всех фракций… Парламентариям надо подумать над наполнением реальным содержанием заложенной в законе процедуры парламентских расследований.

• Предлагаю выделить коррупционно опасные должности — как в аппарате исполнительной власти, так и в менеджменте госкорпораций. Занимающий их чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи. Включить в рассмотрение ещё и такие вопросы, как место фактического проживания, источники оплаты отдыха и пр.

•  Мы сделаем правосудие доступным для граждан. В том числе введём практику административного судопроизводства не только для бизнеса, но и для специального рассмотрения споров граждан с чиновниками.

• Общественные объединения получат право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников. Это даст возможность гражданину отстаивать свои права, например, спорить с губернатором не в одиночку, а от лица крупной общественной организации.

• В системе арбитражных судов создана единая, открытая, доступная база всех судебных решений. Мы должны создать такую базу и в системе судов общей юрисдикции. Надо подумать о возможности интернет-трансляции судебных заседаний и публикации стенографических отчётов о них. Сразу будет видно, кто как работает. Какие решения принимают по аналогичным делам, но с разным составом участников. Где мотивировка судьи продиктована не совсем понятной логикой… Своеобразный элемент «прецедентного права» послужит фактором совершенствования суда.