На площади Родины спилили тополь-белолистку. Если быть точным, то его ствол, который только и остался от могучего дерева. Два последние года власти города пытались спасти тополь. Экологи и службы ЖКХ проводили ему санитарно-омолаживающую обрезку. Тополь один из трех видов деревьев, которым можно таким путем продлить жизнь. В нашем городе метод этот широко практикуется, и ни одно дерево при этом не погибло. Надеялись, что и тополь удастся спасти. Но возраст дерева и нынешняя холодная зима не дали этим надеждам сбыться.
Немногочисленные зеленые отросшие веточки летом засохли. Специальная комиссия под руководством главы города Василия Клюева провела тщательное обследование дерева и пришла к выводу, что тополь необходимо спилить.
Это решение исполнено. Могучий ствол диаметром около 2 метров вначале спилить попробовали бензопилами, придерживая его сверху металлическими тросами подъемного крана. Это не удалось, трос порвался, когда было спилено почти 4/5 его части. На землю могучий ствол пришлось сваливать дедовским способом. Обвязали его ствол уже другим тросом и потянули пожарной машиной.
У лабинцев отношение к тополю-белолистке особое, трепетное.
Многочисленные хроники города сохранили крону белолистки. Целый век тополь был символом Лабинска, его исторической кряжистости и в то же время неувядаемости, но жизнь деревьев немного похожа на жизнь людей. Они тоже оставляют о себе память, они тоже хранят историю и связывают времена.
Нам стало известно, что в 70-е годы сверяли свой курс малые суда авиации, которые пролетали над Лабинском, причем, и летом, и зимой тополь был заметен пилотам. Летом – изумрудно-белым переливом листвы, а зимой густым сплетением серых ветвей.
Тополь был свидетелем всего пережитого Лабинской-Лабинском. Старожилы говорят, что столь долго продержаться дереву помогло то, что оно находилось в гуще построек, куда не мог пробраться ни один дровосек ни в одну даже самую лютую зиму.
Ботаники отмечают, что подобный экземпляр в России сохранился близ поселка Лазаревского Большого Сочи, но несколько лет назад ураганный ветер переломил исполина на две части. Уцелевшая часть до сих пор живет…
Наша редакция вынуждена навсегда закрыть рубрику «Сижу под тополем». Можно сидеть и под другим, но не будет той энергетики, которая направляла ход мысли и вдохновляла глаголом жечь сердца людей.
На месте тополя власти обещают посадить красный дуб. Дерево еще более мощное и долговечное, чем белолистка. Ну а сегодня многие лабинцы подходят к спиленному стволу, подбирают кусочки дерева и уносят домой. На память. Друиды говорили, что такие старые деревья несут заряд положительной энергии еще долгие и долгие годы.
Фото Людмилы ДЕМСКОЙ.