Оказывается, Лабинск и равноценные по количеству читателей и геополитическому положению города хранят огромные запасы ставших уже в 21 веке ценными книг и фолиантов. Мы сами не догадываемся, какие сокровища могут храниться на самых верхних полках запыленных антресолей либо в глубине книжных шкафов, куда дотягиваются руки только для того, чтобы убрать пыль и освежить книжный корешок. Часто, начиная генеральную уборку, мы не присматриваемся к совершенно непопулярному интерьеру. Книги на полке – это так не современно! Есть же гаджеты, а в гаджетах контенты на любой вкус, на любую тему, для любой аудитории. Дешево, компактно, не пыльно. Нынешние дизайнеры совершенно не отводят в уголках жилища даже маленькой полочки под любимые книги. Приверженцы хай-тека, верящие в вечную матрицу, считают, что это пережиток прошлого, совершенно оправданный моветон. А пока мы подчиняемся этим трендам, забывая о том, как гибок и могуч язык Тургенева, Достоевского и Толстого, и потихоньку выносим на помойку издания, которые в столицах, где мода и отрезвление приходят намного раньше, стоят огромных денег. В цене у букинистов (скупщиков старых книг) сегодня те книги, которые старше пятидесяти лет и которые издавались ограниченными тиражами. Вчера нам поведали, что ушла книга Аркадия Гайдара «Чук и Гек» 1959 года издательства «Детская литература» за 5 тысяч рублей, причем книга потрепанная, а покупатель даже не потребовал реставрации. «Яма» Куприна – сборник произведений 1947 г. была продана за 10 тысяч, а последнюю «зеленую» медицинскую энциклопедию хозяйка продавать поостереглась, увидев с каким желанием книжный коммерсант из Ростова-на-Дону наполняет свой рюкзак. За книги, которые сегодня можно найти на свалке, она выручила 35 тысяч. Но явно это был не последний их хозяин, а перекупщик. В Ростове он сделает свою наценку.
По словам букинистов, те книги, которые были изданы на стыке смены политрежимов между 18-20 годами, и напечатаны в типографиях, являющихся императорским наследием, особо ценны. Они отличались классическим содержанием — Пушкин, Лермонтов, Достоевский, были высоко художественного наполнения с копиями картин Эрмитажа, Третьяковки. Цена редких экземпляров доходит до 250 тысяч. Достаточно серьезную цену назначают популярным в советское время книгам, которые посвящены героике. Вера Кетлинская, Василь Быков, Юрий Бондарев, — их книги мы зачитывали до дыр. Тогда их было вроде достаточно, речь о переиздании не шла. Следует заметить, что идет время, а значит, оно будет работать на удорожание книг. Этот процесс, наверное, примерно сродни тому, как почтенный возраст делает только привлекательнее вино и коньяк.
Так что не спешите поддаваться новомодным веяниям, осмотритесь, посмотрите свежим взглядом на достояние вашей фамилии. Может среди старых читанных-перечитанных книг есть и такие, которые сделают вас по-настоящему богатыми.