Освобождение Новороссийска началось в ночь с 3 на 4 февраля, когда состоялась высадка десанта добровольцев под командованием майора Цезаря Куникова на берегу Цемесской бухты в Новороссийске. Небольшой участок, около 30 квадратных километров, вошел в историю Великой Отечественной войны под названием Малая Земля.
Живая легенда
За свою отвагу, удивительную находчивость, целеустремленность и умение решать боевые задачи при минимальных потерях, майор Куников стал живой легендой в глазах сослуживцев задолго до начала освобождения Новороссийска. Когда началась война, он занимал руководящие должности в Наркомате машиностроения и ЦНИИ технологии машиностроения, жил с семьей в Москве. В июне 1941 года он отказался от брони и высокой должности, и добровольцем отправился на фронт. Цезарь Куников придумывал оригинальные способы выполнения стоящих перед ним задач. Так, им было предложено зимой совершать рейды на коньках. При обороне подступов к Темрюку на Азовском море, Куников использовал самодельные самоходные установки за неимением бронетехники. Это были грузовики, на которые устанавливали корабельные пушки. Для уничтожения в тылу противника мелких вражеских групп Куников придумал использовать автомобили с вооруженными краснофлотцами, получившие название «кочующие огневые точки»
Лучшие из лучших
Формируя вспомогательный отряд десантников, который должен был высадиться в районе Мысхако, Куников лично отобрал из добровольцев самых лучших. А высшая его оценка звучала так: «Подходит физически и морально. Смерти не боится». И хотя у многих из них был внушительный боевой опыт, майор не переставал проводить с ними жесткие тренировки. Он готовил свой отряд к самым суровым испытаниям, как будто предвидя трудности предстоящей операции.
Десантники Куникова учились стрельбе на звук, скалолазанию, бросанию гранат из любого положения, умению стрелять из различных видов оружия, в том числе, трофейного, отрабатывали приемы рукопашного боя и метания ножей, оказывать первую медицинскую помощь, заниматься разведкой, распознавать минные поля. Эти знания и умения оказались для отряда спасительными в той суровой обстановке, в которой они оказались в начале февраля 1943 года.
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:2076,»alt»:»»}]]
«Куниковский плацдарм»
Наши десантные части должны были высадиться на берег под прикрытием огня кораблей поддержки с воздуха, подавить оборону немцев, затем соединиться с высадившимися с самолетов десантниками и прорваться к Новороссийску и выбить врага из города. Но операция под кодовым названием «Море» провалилась: основной десант, сражался трое суток. Те, кто не погиб, разделились. Часть их, соединившись с авиадесантниками, ушли в горы.
Единственным способом создать плацдарм оказалась второстепенная операция, целью которой была маскировка и отвлечение от главного удара. Десант под командованием Куникова численностью всего лишь 275 человек, потеряв лишь одного убитым и троих ранеными, ночью высадился на крутом безводном берегу у поселка Станичка. Открытая радиограмма об успешной высадке ввела немцев в заблуждение: Куников передал, что высадился целый полк, и ждет дальнейших подкреплений. Растерявшиеся немцы предприняли контратаку только на рассвете. Всего за первый день десантники отразили 18 атак. Когда боеприпасы стали подходить к концу, отряд Куникова неожиданно напал на батарею немцев, и, захватив ее, повернул против врага.
Гитлеровцы вели по плацдарму непрерывный артиллерийский огонь, наносили бомбовые удары. Держать оборону на открытом и хорошо простреливаемом немцами клочке земли 8 на 6 км было крайне сложно. Бойцам пришлось буквально вгрызаться в землю, чтобы уберечься от огня противника, который расположился на окрестных высотах. Вся территория Малой земли была изрыта траншеями и подземными убежищами. Десантники соорудили более 200 наблюдательных пунктов, свыше 500 огневых точек. В непрерывных боях отряд десантников не только удерживал плацдарм до подхода подкрепления, но и продвигался вперед, выбивая врага из близлежащих домов.
Цезарь Куников был смертельно ранен осколком от взрыва мин на плацдарме в районе Мысхако, получившем название Малая земля, где высадился его десантный отряд. Майора доставили в госпиталь в Геленджике, но, несмотря на все старания врачей, через два дня он скончался. Звания «Герой Советского Союза» Цезарь Куников был удостоен посмертно.
Вклад лабинцев
Свой вклад в освобождение Новороссийска внесли и наши земляки. Одним из них был Николай Александрович Кривенко – Герой Советского Союза. Он был морским пехотинцем, пулеметчиком морской базы, участвовал в высадке на Малую землю десанта Куникова.
…Николай Кривенко получил лаконичный приказ: «Ночью, 4 февраля 1943 года подразделению десантных катеров обеспечить переброску морской пехоты с безымянного мыска, что в двух милях от Кабардинки. Куда? Точные указания получите от командира десанта».
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:2077,»alt»:»»}]]
Через три часа катера вышли из гавани и легли на курс параллельно берегу. Кривенко шел замыкающим. Море штормило, свинцово-черные валы мерно били о борт, ветер срывал пенные гребни и миллионами брызг обдавал рулевую. Ночь выдалась светлая, справа тянулся сереющей полосой бeрег, оттуда неслись пушечные раскаты прибоя. На небольшой скале командир различил чернеющую фигуру и четкие точки световой морзянки.
Пристали к берегу благополучно. Кривенко, бросив подбежавшим бойцам мокрые концы швартовых, маневрировал на малых оборотах. Посадка длилась считанные минуты. То и дело слышалась приглушенная команда: пехотинцы строились группами и по сходням поднимались на борт. В это время в бухточку подошли остальные катера.
— Передай всем следовать за мной, курс – Мысхако.
Небольшого роста, подвижный человек с маузером через плечо, отдав распоряжение сигнальщику, повернулся к Кривенко и представился:
— Куников.
Взревели двигатели, забурлила вода. Катер, подпрыгивая на волне, понесся в ночь к вымершим вражеским позициям правее Станички, навстречу подвигу, который золотой страницей впишется в историю Великой Отечественной войны. Кто знал тогда! А пока Куников стоял в двух шагах, молчалив, задумчив. Смотрел на вырисовывавшийся изогнутый силуэт горы Колдун. Думал. Тихо переговаривались бойцы. Кривенко оглянулся: следом в кильватер шли остальные суда. А вскоре над изломанной береговой чертой, вспыхнув, повисла предательски яркая ракета. Заохало, захлебываясь, эхо прибрежных лощин. Стальные носы катеров с хрустом резанули ракушечник мелководья. И вот, мощное, боевое, матросское «Полундра» прогремело окрест…
Больше легендарного командира десантников Николай Кривенко не видел. А в мае 1943-го прочитал в газете о присвоении майору Цезарю Куникову звания Героя Советского Союза, посмертно за Малую землю. Нашему земляку и в голову не приходило, что пять месяцев спустя, день в день 22 ноября, его имя тоже узнает вся страна. За высадку на Керченский полуостров ему будет вручена Золотая звезда Героя.