Когда гитлеровские войска вторглись на территорию нашей Родины, тысячи советских людей добровольцами уходили на фронт. Не хотели отставать от взрослых 14-16-летние подростки. В ст. Лабинской десятки юношей и девушек осаждали райвоенкомат, требовали, просили отправить их на фронт, но в ответ слышали: «Вот подрастете, тогда и приходите…» Это ж сколько еще ждать, а враг – вот он уже у порога родного дома. 7 августа фашистские войска вошли в станицу.
Группа учащихся Лабинской школы N 30 собралась в доме у Володи Кошелева. Коля Братчиков, Валентин Мартынюк, Витя Щербаченко, Володя Тюлепов. Говорили, как будут действовать в оккупированной гитлеровцами станице. Все сошлись во мнении: вредить врагу всеми силами. Но как? Те мешки с мукой, что им удалось припрятать – «для наших» — не в счет. Паша Мацюра учился в Лабинской школе киномехаников и перед самым приходом немцев снял с кинопроекторов самую важную деталь – объективы. Без них стационарная киноустановка стала просто никчемной. Вместе с двумя кинолентами «Ленин в октябре» и «Чапаев» закопал под деревом у себя дома. Это тоже пригодится, когда немцев разобьем.
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:2071,»alt»:»»}]]
Ребята решили посоветоваться с учительницей Любовью Антоновной Шитовой, которая жила на ул. Красной, 39. Она не была в восторге от планов мальчишек устраивать диверсии и добывать оружие, чтобы потом обратить его против оккупантов. «Ребятки, это же так опасно…» Но потом, глядя на их решительные лица, поняла: они не отступятся. «Знаете что, познакомлю я вас со своей подругой Тамарой Ивановной Подыма, мы с ней в пединституте вместе учились, она по заданию штаба Майкопского партизанского соединения прибыла в Лабинскую, чтобы создать подпольное движение, привлечь надежных людей, чтобы на оккупированной территории не знали покоя, чтобы показать фашистам: советских людей не сломить». 
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:2072,»alt»:»»}]]
Состоялось первое знакомство. Тамаре Ивановне понравился боевой настрой и непреклонность ребят, но она тут же предупредила: действовать надо осторожно, разделиться на небольшие группы по три-пять человек, чтобы не привлекать внимание фашистов и их пособников. Так было создано молодежное подполье. Отряд подпольщики единодушно решили назвать «Юный мститель». Руководителем группы была назначена Евгения Заикина, начальником штаба – Любовь Шитова, комиссаром избрали Тамару Подыма. Ко всем членам подполья предъявлялось одно требование – соблюдение конспирации. И никто из юных мстителей не «прокололся», потому фашисты и полицаи из местных предателей так и не смогли вычислить молодежное подполье.
На консервном заводе, ГМЗ N 5 работали родственники, друзья подпольщиков. Мальчишкам были известны все ходы и выходы, чтобы миновать проходные и охранников. Они заранее узнавали от своих друзей, какую продукцию фашисты собираются отправлять на фронт, и в бочки с повидлом подливали керосин. Зорко следили за автомашинами, которые должны везти продукты на фронт. Добавляли сахар в бензиновые баки. Даже если грузовик выезжал с территории завода, по дороге все равно останавливался. И пока шофер с охранником, открыв капот, пытались понять причину остановки двигателя, ребята проникали в кузов и передавали товарищам коробки с консервами. Их потом разносили по домам семьям бойцов Красной Армии. 
На маслозаводе тоже вовсю орудовали подпольщики: ночью могли открыть кран цистерны, подготовленной к отгрузке и слить на землю масло, подливали керосин в бочки с маслом, портили оборудование в цехах. 
В ноябре 1942 года в станичном кинотеатре проходило какое-то мероприятие. Гитлеровские офицеры вместе с полицаями, видимо, собрались для того, чтобы обсудить, как разгромить партизан. Володя Кошелев, Коля Братчиков, Витя Щербаченко, Володя Тюлепов незаметно пробрались в фойе. Там на стене висел большой портрет Гитлера. В считанные секунды сорвали изображение фюрера и разорвали его в клочки. Также незаметно покинув кинотеатр, спрятались в сквере за изгородью. «Вот бы гранату кинуть в зал», — кто-то из них произнес, хотя подумали об этом все.
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:2073,»alt»:»»}]]
С того вечера юные мстители всерьез задумались о том, где и как раздобыть оружие. Тем временем отряд «Юный мститель» пополнялся. В подпольном движении участвовали Коля Напреев, Володя Кириленко, Саша Онищенко, Коля Самодуров, Витя Колесников, Коля Горючкин, Володя Лавриненко по прозвищу Забияка и девочки Оля Пушкарская, Валя Голячко, Оля Тюлепова, Оля Чайковская, Лена Цурукина. Девчонки ни в чем не уступали ребятам: могли обезоружить полицая или солдата, подорвать машину, изготовить фальшивые документы. А еще они писали и распространяли листовки. В них простыми и ясными словами они передавали то, что удавалось узнать из сводок Совинформбюро, доставляемых из Майкопа связными партизанского объединения. В одной из них говорилось: «Дорогие станичники! Не верьте фашистским гадам, что они захватили Москву и Ленинград. Москва жива! Ленинград в блокаде, но не сломлен. Красная Армия бьет ненавистного врага. Не верьте фашистам, что партизанские отряды разгромлены. Они еще вернутся домой. Фашисты будут разбиты. Мы победим». И у каждого, кто прочитывал листовки, написанные аккуратным ученическим почерком, становилось теплее на душе, и крепла уверенность в том, что скоро фашистов погонят с нашей земли.
Во время оккупации ст. Лабинской немцы создали фильтрационные лагеря для советских военнопленных. Один из них был на территории современного социально-технического техникума. Так вот подпольщики смогли организовать побег более десятка военнопленных. Все они позже вошли в состав подпольной группы.
В сентябре 1942 года Валя Кошелева, собирая высохший подсолнечник для топки печи, наткнулась в поле на раненого летчика. Его самолет был сбит в воздушном бою над ст. Курганной. Он успел катапультироваться. Парашют ветром отнесло далеко от места падения самолета, и хотя немцы прочесали всю округу, искали летчика в ближайших хуторах и станицах, ему удалось уйти далеко от места приземления. Его совершенно обессилевшего, истекающего кровью, и нашла Валя Кошелева. Девочка бросилась домой, рассказала брату Володе, и тот вместе с друзьями перенесли раненого в укромное место и стали его лечить. Это был лейтенант Дмитрий Шервашидзе. Мария Павловна Пригодина и ее дочь Антонина приютили Диму в своем доме. Когда он поправился, Володя Кошелев рассказал ему о подпольном отряде «Юный мститель» и познакомил с ребятами. Молодой офицер, — Диме было 23 года, — но уже с боевым опытом, конечно же, был очень нужен подпольщикам. Они сразу признали его командиром и подчинялись приказам беспрекословно. С приходом в отряд Дмитрия Шервашидзе «Юный мститель» укрепился организационно, пополнился новыми бойцами. С осени 1942 года по 25 января 1943-го отряд вырос с 30 до 80 человек. И хотя в нем состояли 13-16-летние подростки, они отличались бесстрашием и мужеством, выполняли диверсионную работу, собирали разведданные, вели антифашистскую пропаганду. Явочная квартира весь период оккупации оставалась в доме Любови Шитовой, и благодаря тщательной конспирации все члены подпольной группы «Юный мститель» остались живы.
[[SAKURA{«type»:»thumb»,»id»:2074,»alt»:»»}]]
В январе 1943 года юные подпольщики были уже достаточно вооружены, чтобы дать отпор врагу. Оружие добывали у самих оккупантов. Ребята наловчились «снимать» с машин винтовки и автоматы, патроны и гранаты. На их счету было 16 уничтоженных солдат и офицеров, взят в плен немецкий высокий чин и переправлен в штаб Майкопского партизанского объединения.
Когда немцы начали паковать пожитки, юные мстители стали следить за тем, где и что фашисты минируют. В основном, это были предприятия, оборудование, крупные здания. Но полностью осуществить задуманное оккупантам не удалось. Юные подпольщики обрезали провода к заминированным котельной и прессовочному цеху ГМЗ N 5. 
Утром 25 января 1943 года в ст. Лабинскую вошли части 2-й Гвардейской Таманской дивизии. Радости не было предела. Все жители выбежали навстречу таманцам. Наконец, и бойцы «Юного мстителя» собрались все вместе. Паша Мацура объявил: «Приглашаю всех в кино!»
— А что смотреть будем?
— «Ленин в октябре» и «Чапаев». Я знал, что объективы к киноустановкам вернутся на свое место. Потому и сберег. 
Все бросились качать Пашку. Какой же ты молодец!
После освобождения Лабинской от оккупации отряд «Юный мститель» вошел в истребительный батальон, а его командир Дмитрий Шервашидзе отправился на фронт, продолжив сражаться. Он погиб 4 апреля 1944 года незадолго до освобождения Одессы на подступах к ней вместе с 46-ю бойцами своей роты. Его имя присвоено одной из улиц Лабинска, а также Центру детского творчества.
При подготовке публикации использованы материалы районного архива.
Фото предоставлено Лабинским музеем истории и краеведения и из архива «ПГ».