Хочу поделиться воспоминаниями ветерана Великой Отечественной войны Любови Ивановны Карповой (Макаровой) — строгальщицы эвакуированною военного завода, который располагался в городе Черемхово Иркутской области. Долгие годы она работала учителем начальных классов в Лабинске. Сохранилась ее рукопись 1996 г., в которой дословно написано:

«Вспоминаю я и самый роковой день в грозные годы войны на военном заводе. Строгая военная дисциплина нам, подросткам, не давала забывать о том, что Родину нужно спасать, не считаясь с трудностями. Очень хотелось спать, но после ночной смены необходимо идти на стрельбище. Командира подвели часы: он отпустил нас на работу на 10 минут позже. Станки стояли десять минут. Судил нас военный суд. Командир получил суровое наказание, а мы не слушали приговора, и все плакали. Но, помню, зарплату мы не получали за нанесенный ущерб. После суда нам надо было идти на работу в ночь — с 7 часов вечера до 7 часов утра. Заплаканные, голодные, не отдохнувшие от страшного суда, мы пришли на работу. Я стала закреплять корпус снаряда к станку для обработки. Поскольку я ослабела, применила трубку для прочного закрепления. Надела трубку на гаечный ключ, она сорвалась и рассекла мне висок. В глазах потемнело.

Очнулась я утром в санпункте с забинтованной головой. Сунула руку в карман — хлебных карточек нет. А я должна выкупить после работы хлеб и принести больной матери и двум маленьким детям (их отец погиб в первый год войны). Не могу описать, как встретили меня родные с пустой сумкой. Как плакала больная мама и маленькие дети! С тех пор прошло более 50 лет, а без слез я не могу это вспоминать. Ведь хлеб был единственной пищей для нашей семьи, и мы съедали пайку за один присест и весь день были голодные. Каждый из нас, взрослых, должен был отрезать кусочек детям, чтобы они не плакали от голода. Карточки были только на одну декаду месяца. Десять дней голодали, питались травой, тяжело болели, но выжили. Этот черный день я помню всю жизнь. Всегда его вспоминаю. Мы ведь были сами дети. Нам бы в куклы играть, да война помешала».

Андрей Былков.