Их визит был с целью ознакомиться с самобытностью современного населения и сохранностью народного фольклора. Оказалось, что старинные песни, предания, традиции почти умерли, ушли вместе с коренным населением еще в 80-90-е годы.
Ученые утверждают, что те, кому за 50, не могут сегодня воспроизвести даже фрагмента ни одной казачьей песни или рассказать старинную казачью байку. Правда, кое-где сохранилось казачье культурное наследие в сельских домах культуры. Лабинский район в числе этих образований. Чтут традиции у нас в городском доме культуры, а также владимирцы, вознесенцы. Они поют со сцены. А вот сидящие на лавочках, посещающие компании по случаю свадьбы, крестин и так далее поют только попсовые хиты: песни Наташи Королевой, Артура Пирожкова, Ольги Бузовой.
Не осталось почти ничего в образе мужчин и женщин — потомков казаков, населявших наш край. Женщины не носят юбок в пол, замужние не убирают волосы под платок, не шьют приталенных и застегивающихся под горло кофточек из батиста. Мужчины, за исключением членов казачьих организаций, не имеют папах, казачьих рубашек, кожаных сапог.
Единственное, может быть, наше народонаселение верно казачьей кухне: борщу, вареникам, взвару. Этнографы сокрушались, что о своей принадлежности к казачьему роду опрашиваемые вспоминали, когда речь заходила о горилке. Тут оживление было очевидным.
Но не все так плохо. Настоящим кладезем культуры казачьей Кубани стал Государственный академический орденов Дружбы народов и святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени Кубанский казачий хор. Его руководитель народный артист России и Украины Виктор Захарченко еще в прошлом веке организовал масштабные экспедиции, в которых был добыт бесценный материал казачьих праздников и быта.
Виктор Мишустин, искусствовед, член московской экспедиции отметил, что сегодня о казачьем укладе могут напомнить жилища казачьих станиц 19-20 веков. Это времянки из турлука, самана, дерева. А позднее, когда поняли посланники царя, что поселились здесь надолго, стали строить дома, которые и сегодня являются шедеврами кубанского зодчества.