Сегодня вспомнится то, что в другое время года затерялось в памяти за жизненной круговертью.

Собирая материалы о родной станице, слушаю житейские истории, удивляюсь, восхищаюсь, смеюсь, сопереживаю, соболезную. Говорим обо всех основных событиях человеческого бытия: о семейных праздниках, о рождении, крещении, детстве, юности отважненцев, о военной службе, кипучей работе и, наконец, о смерти. О последнем люди разного возраста говорят по-разному, некоторые стараются избегать этой темы. Лишь пожилые рассуждают о смерти без страха, может быть, только с ноткой едва уловимой грусти. Как нечто обычное лежат в шкафах у старушек узелки для путешествия в мир иной.

А что, всему свой срок, надо приготовиться, — спокойно объясняет наличие смертного гардероба одна из жительниц. У меня в узле всё зимнее, наверное, зимой помру, только не знаю в какую зиму. Смеётся. Многое за короткий промежуток времени в людях изменилось. Технический прогресс не даёт возможности остановиться, подумать о вечном. А мир невидимый тихонько стучит, напоминая, что не хлебом единым жив человек.

Смерть, к сожалению, явление не сказочное. Во все времена безжалостно косила она живые побеги, но бывали случаи, когда по непонятным причинам отступала или держала за краешек нити жизни, частенько напоминая о себе.

Знаешь, мне же несколько раз шили смертное, — говорит одна наша одностаничница. — С самого раннего детства я знала, что родилась раньше положенного срока. Хотя, никто в те времена сроков не определял, но эти ощущения со мной были всегда. Помню, как каждый раз после возвращения со смертной границы меня укутывали в дедушкин тулуп и отогревали на печи. Мерзла я. Казалось, что мое тело прибежище для сквозняков. Дедушка очень любил меня и приносил глудочки серо-голубого сахара. Это был маленький праздник среди моих частых умираний.

Сущность этой женщины можно выразить словами: «Душа-человек». А тот, кто хоть раз побывал на границе двух миров, перестраивается и живет без резких движений, усердно стараясь никого не обидеть ни словом, ни делом. Они же необычайно щедры и теплы, что притягивает к ним великое множество людей, озябших в стуже бездушности. Знать, не напрасно наносит смерть свои визиты.
Во все времена человек пытался создать эликсир бессмертия или хотя бы лекарства, но если какие-то болезни и удавалось взять под контроль, то обязательно появлялись новые. Наши предки подходили к лечению заболеваний комплексно, используя средства, исцеляющие душу и тело одновременно. Для души непременным лечением были службы о здравии, исповедь и причастие, пост и молитва. Для тела: отвары, настойки, припарки, компрессы холодные, компрессы горячие, обертывания, мази, а если и это не помогало, то проводили обряд выкупа больного. Правда, предназначался он только для детей. Если ребенок долго болел, и ничто уже не помогало, его «продавали». Продавали любому человеку, у которого в семье по линии здоровья все было гладко. Конечно, все было символично, и плата была самой небольшой. Малыша передавали в руки купившего через окно. Человек три раза обносил ребенка на руках вокруг дома и отдавал родителям. Считалось, что младенец теперь под дополнительной защитой ангела-хранителя новой семьи. Может быть это отголоски язычества, но, желая вырвать малыша из когтей смерти, таким средством пользовались тоже. В свидетельствах о смерти метрической книги станицы Отважной можно прочесть следующее: умер от горла, умер от слабости, умер от чахотки, умер от кори, умер от оспы, умер от младенческой. Проследив краткую историю только лишь одной семьи, задаешь вопрос: «А с кем остался глава семейства, если вначале похоронил взрослого сына, через несколько месяцев жену, а потом еще нескольких малолетних детей?» На том история этой семьи прерывается, а на душе остается скорбь, будто я и есть тот самый казак-горемыка.
Хрупкость жизни настораживает и вразумляет, а некоторых, не способных к добрым переменам, смерть забирает по бесполезности.

После революции один станичный чиновник из новой власти обидел немало простого народа: одних хлеба лишил, других безжалостно выслал, осиротив детей, и много ещё разного горя родилось во время его кипучей работы. И вдруг, несмотря на крепкое здоровье, скоропостижно скончался. Похоронили его и забыли, закрутившись в вихре трудностей и перемен. Прошло так несколько лет, и как-то перед Красной горкой приснился покойный сразу нескольким станичникам. Одним приснился как нищенствующий у кладбищенского входа. Другим — собирающим еду на могильных холмиках. Товарищ даже упрекнул во сне покойного, сказав: «Да разве можно при такой-то должности побираться!» На что ему кто-то невидимый ответил: «Это самое достойное занятие из всех, что он заслужил при жизни!» Страшно-то как! Дела и поступки земные определяют жизнь души в вечности. Это что-то невидимое, что невозможно предоставить как вещественное доказательство, но настолько глубокое и эмоциональное, что заставляет крепко задуматься о правильности своего пути.

Так, похоронила одна женщина мужа, по всем правилам снарядив в дальний путь. Помянули усопшего, как полагается, застольной трапезой, молебном и подаянием. Точно так же и на девятый день, а там и полгода незаметно пролетело. Все исполнили по правилам, да только стал покойный сниться близким и просить свою шапку. И тут родные вспомнили, что именно шапку в гроб и не положили! Отдала женщина шапку покойного мужа соседу в помин души, и муж сниться перестал. Из этого случая вырос вопрос: «Неужели предметы одежды и быта так нужны там, за гранью физического существования?»

Да не шапка ему нужна, а молитва о прощении да деланье добрых дел! Нечего ему предоставить Богу в качестве отчёта о земной жизни. Не может душа протиснуться даже на край Царства Небесного. Каждая душа по-своему о помощи взывает: кто-то еды просит, кто-то плачет, печалится, кто-то просит одежду или что другое, и родственники должны помогать, — объяснил кратко это явление один православный человек, когда зашёл у нас разговор о мистическом и как будто необъяснимом.

Старцы в святоотеческих наставлениях напоминают о том, что в нашей жизни важны ровность и плавность хода, умение помолиться об ушедших, чтобы, изменив их участь на лучшую, иметь надежды об их заступничестве перед Богом в тяжкие для нас минуты. Важно знать, что было мечтой близкого человека, в чём состояло дело его жизни. Важно, чтобы души дедов и отцов, бабушек и матерей, уходили из этого мира спокойно — без горечи, терзаний и сожалений. Каждый из нас продолжатель своего рода, и чтобы не расплескать благодатную энергию семьи в неурядицах, обидах и равнодушии, нужно побольше общаться с родными и близкими при жизни, прощать и просить прощения, и бесконечно нести друг для друга свечу добрых дел.

Светлана Сай, учитель кубановедения МОБУ ООШ № 18 станицы Отважной.