3 февраля 1945 года наземные службы крымского аэродрома Саки находились в состоянии предельного напряжения. Один за одним в небе появлялись заходящие на посадку самолеты. Никогда цена мягкой посадки неуклюжих транспортных машин не была столь высока. На 28 самолетах в Крым прибыли американская и английская делегации во главе с президентом США Франклином Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем.

Встреча лидеров трех держав, проходившая с 4 по 11 февраля, вошла в историю как Ялтинская международная конференция. В преддверии ее 75-летия Министерство обороны России рассекретило пакет документов о том, как готовились к приему высокопоставленных гостей и обеспечивали их безопасность. Хотя в Ялте конференции могло и не быть. Союзники предлагали встретиться в Шотландии — месте, равноудаленном и от американских, и от советских берегов. Сталин отказался, мотивируя по легенде, что не хочет ехать к «мужчинам в юбках». В действительности он считал, что именно его страна, чья армия уже стояла в сотне километров от Берлина, вправе диктовать свои условия. При этом сделал все, чтобы американский и британский руководители своими глазами увидели те катастрофические разрушения, которым фашисты подвергли советские города и села. К примеру, на Рузвельта и Черчилля Севастополь произвел сильное впечатление. Зная, что это всего лишь один из сотен городов, уничтоженных гитлеровцами, они с куда большим пониманием отнеслись к позиции советской стороны.

Операция по проведению встречи по инициативе Уинстона Черчилля получила два кодовых названия. «Аргонавты», поскольку себя и президента США британский премьер сравнил с аргонавтами, плывущими к берегам Крыма за новым золотым руном. И «Остров» — в целях конспирации, с намеком на Мальту.

Согласно докладу командующего эскадрой Черноморского флота вице-адмирала Сергея Горшкова от 19 января 1945 г. подготовка велась тщательная. Продумывали, как организовать салют почетных караулов, выделить переводчиков, офицеров-экскурсоводов, «изучить офицерским составом правила взаимоотношений с иностранцами, положение о флагах и салютах».

Для защиты Ялты от возможных атак с моря и с воздуха в город перебросили значительные силы. Страна взяла на себя огромную ответственность за безопасность глав антигитлеровской коалиции, а потому здесь были сосредоточены существенные силы ПВО на случай атак фашистов с воздуха. Только в районе аэродрома Саки были установлены около 200 зенитных орудий. Батареи были рассчитаны на ведение семислойного огня на высоту до 9000 м, прицельного огня — на высоту 4000 м и заградительного огня — на расстояние до 5 км до аэродрома. Ялту прикрывали 76 зенитных пушек и около 300 зенитных пулеметов. На всех дорогах и тропинках, ведущих к Ялте, были размещены подразделения РККА и НКВД. Для обеспечения безопасности задействовали даже бронепоезда.
Кстати, диверсанты все же попытались проникнуть. Но местные жители заметили отряд, который спускался к городу по склону и сообщили в органы. Чекисты сумели захватить всю группу, до того в течение полугода успешно скрывавшуюся в горах.

Что касается охраны делегаций США и Великобритании, то безопасность первых лиц обеспечивали представители их спецслужб. Но внешнее кольцо охраны резиденций также организовывала советская сторона.

Советская делегация во главе со Сталиным разместилась во дворце князя Юсупова в Кореизе, Черчилль со своими британцами проживал во дворце графа Воронцова в Алупке. Рузвельту достался Ливадийский дворец, ставший также местом проведения заседаний. К слову, Черчилля прямо-таки пленили мраморные скульптуры львов, украшающие южный фасад алупкинского дворца. «Средний своим взглядом похож на меня», — говорил он позже дочери Саре. Сохранилась легенда о том, что английский лидер во время неофициального разговора со Сталиным даже предлагал за этого «Леву» приличную сумму, однако получил отказ.

Свидетелями исторической встречи были по меньшей мере два лабинца: Иван Алексеевич Кочетков, капитан милиции, состоял в охране Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина во время встречи в Ялте, а Андрей Иванович Луценко в составе группы связистов был направлен в Крым в подразделение по обслуживанию конференции. С 1954 года Луценко жил в Лабинске, работал на опытном заводе.
Те несколько зимних дней 1945-го во многом определили судьбу послевоенного миро- устройства. Принципиально важным стало решение о создании ООН, и в целом то положение в мире, которое сейчас имеет Россия, было добыто в Ялте в 1945 году.

Подготовила Т. Калинченко.