«К вам обращаются учащиеся 3 «Б» (классный руководитель С. В. Бизюкова) СОШ № 10 г. Краснодара. Мы хотим сохранить память о ветеранах Великой Оте-чественной войны и ведем поиск материалов о её участниках. Нашей школе присвоено имя 59-й гвардейской стрелковой Краматорской Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии, а классу — имя вашего земляка Филиппа Михайловича Калмыкова.
В нашем школьном музее есть экспозиция, посвященная дивизии (документы, фотографии, воспоминания). Эта дивизия формировалась весной 1942 г. под Армавиром, среди бойцов были и уроженцы вашего района. Мы надеемся узнать о судьбе Ф. М. Калмыкова, найти его потомков, чтобы собрать более полную историю дивизии, ее бойцов и командиров.
Надеемся, что откликнутся дети, внуки и правнуки ветерана. Мы будем очень рады документам, фотографиям и воспоминаниям. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь», — вот такое письмо лабинцам адресовали школьники из Краснодара.

Поиски родных фронтовика увенчались успехом. Его сына, Николая Филипповича, отыскала Светлана Сай, учитель кубановедения МОБУ ООШ № 18 станицы Отважной. Вот что ей удалось узнать.
Филипп Михайлович родился 8 января 1913 года в станице Отважной. В возрасте трех лет он потерял отца. Тогда, на гребне революционных перемен, отец Филиппа, Михаил Павлович, принял сторону белой гвардии и погиб в сражении с красноармейцами. Филипп помнил, как убитого отца привезли домой в телеге, а следом привели его коня. С тех пор он считался сыном врага народа. Под пристальным вниманием новой власти семье Филиппа Михайловича жилось очень трудно и настолько голодно, что в один из дней пришлось обменять именную шашку отца на буханку хлеба. Как только мальчик подрос для выполнения хоть какой-то работы, ради дневного пропитания он отправился на работу по найму. Из-за совершеннейшей нищеты он так и не пошёл в школу. Филипп не знал грамоты, чего очень стеснялся. В общих сведениях книжки красноармейца в графе «Образование» стояла пометка – неграмотный. Впоследствии он скажет сыну: «Сынок, учись! Видишь, я читать не умею, письма не напишу, а ты учись!» Ему так хотелось, чтобы у детей была иная жизнь. В образовавшийся станичный колхоз таких, как Филипп Михайлович не брали, как не призывали и в армию, что очень огорчало паренька. Однако жизнь, порою неимоверно тяжёлая, шла своим чередом. А потом грянула Великая Отечественная война, испытывая на мужество и отвагу всех, от мала до велика. Филипп Михайлович был призван в ряды Красной Армии в июне 1941 г. Упорненским райвоенкоматом, а дома остались жена, Калмыкова Ксения Афанасьевна и двое дочерей. Его боевой путь был таким же тяжелым, как и вся его жизнь до войны. В минометной батарее Краматорской дивизии он был подносчиком снарядов, затем переведен в наводчики. Красногвардеец Калмыков полностью оправдал название станицы, в которой родился. В январе 1944 года под огнем противника способствовал тому, что в районе Днепровки расчет уничтожил две огневые точки врага и отбил шесть контр- атак, за что 24 января 1944 года награжден медалью «За отвагу». Такие данные хранятся в архиве Министерства обороны.

А в сентябре того же года заряжающий батареи 120-мм миномета 176-го стрелкового Измаильского полка был награжден орденом Славы III степени.
Вместе с дивизией Филипп Михайлович участвовал в боях за Вену и Будапешт. Демобилизовался в звании младшего сержанта. 9 августа 1946 года награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», позже — орденом Оте-чественной войны II степени, а также юбилейными медалями.

По воспоминаниям сына после демобилизации Филипп Михайлович вернулся домой и, как все уставшие от войны мужчины, с радостью окунулся в мирную трудовую жизнь. Долгое время работал плотником в столярной мастерской, а потом, уже будучи на пенсии — в животноводстве. Работе он отдавал себя без остатка, будто подтверждая свою гражданскую состоятельность и преданность Родине. Хотя его боевые награды свидетельствуют об этом без слов. Он не любил вспоминать о вой-не и о своем боевом пути не рассказывал близким, а если кто и спрашивал, то, повторяя вопрос, тихо и кратко отвечал: «Ну как бывает на войне? Так, как бывает на войне!»

В августе 1967 года Филипп Михайлович получил приглашение на встречу ветеранов войны, которая проходила в городе Краматорске. Как же он радовался встрече с сослуживцами! На вторую встречу фронтовик поехать не смог по причине болезни.

Вот уже 20 лет как Филиппа Михайловича нет в живых. Его дети и внуки, как он и хотел, живут иной жизнью. У всех есть специальность, кто-то из них достиг завидных высот и занимает руководящий пост. Наверное, глядя из необозримых человеком небесных сфер, его душа радуется их достижениям. А мирное небо над головой, за которое самоотверженно сражался Филипп Михайлович ради потомков — им в радость и в помощь. Дети и внуки бережно хранят память о своем отважном Герое.
Фото из семейного архива.