Несмотря на свой возраст (а ей скоро исполнится 96 лет), она выглядит бодро, делает зарядку и занимается ходьбой для поддержания здоровья. Не один раз Александру Михайловну приглашали в местную школу и другие учреждения, где она рассказывала подрастающему поколению о своей непростой судьбе. Через многие жизненные испытания прошла Александра Михайловна. Сегодня она благодарит судьбу за то, что на ее пути встречались, в основном, хорошие люди.

Родилась Александра  в марте 1924 года в селе Селище-Хвошня Калининской (ныне Тверской) области в многодетной семье. Ее отец, Михаил Сергеевич Зайцев, служил священником в церкви Троицы Живоначальной села Микшино Лихославльского района, а мать, Пелагея Петровна, была домохозяйкой.

1937-й год стал роковым для семьи Зайцевых. Тогда сгорел их дом, пришлось переселиться в сторожку при храме. С этим справились, жили, как говорится, в тесноте да не в обиде. А 22 сентября, в день престольного праздника Иоакима и Анны, у Зайцевых произошла настоящая трагедия. Вечером к  ним пришли сотрудники НКВД и арестовали главу семьи. Больше из родных его никто не видел. 1 ноября того же года Михаила Сергеевича обвинили в антисоветской агитации и расстреляли. Обвинение это было явно  надуманным. Михаил Сергеевич, как и многие священнослужители, тогда попал под каток политических репрессий. В феврале 1958 года он был полностью реабилитирован.

В 1939-м Александра Михайловна с отличием окончила среднюю школу села Микшино, а в 1942-м – полный курс Лихославльского педагогического училища. В июле того же года всех выпускников этого учебного заведения отправили в районы, освобожденные от немецко-фашистских захватчиков. Александра Зайцева попала в Старицкий район Калининской области, в село Романово. Здание школы (как многие дома и постройки) было практически полностью сожжено фашистами: остались только внешние кирпичные стены. Школу временно разместили в бывшем сарае, где стояла пожарная машина. В ней-то и работала молодая учительница Александра Михайловна Зайцева. Перед трудностями она не спасовала. О том, как обучала детей и создавала тогда вместе с коллегой условия для этого, сегодня Александра Михайловна вспоминает так: «В сарае нам поставили печку, сделали перегородки, потому что в школе четыре класса было: у меня – 1-й и 3-й, а у другой учительницы – 2-й и 4-й. Мы пошли в лес, надергали мха и законопатили все щели и дыры в помещении школы. Колхоз нам смастерил столы «на курьих ножках» из обыкновенных досок. Такими же были и скамейки. Классная доска – лист железа ржавого! На нем углем писали. Ни тетрадей, ни ручек не было. Колхоз нам выделил какие-то использованные бухгалтерские бумаги, газеты и книги, на которых дети писали между строчек. Чернила делали из красной свёклы. В правлении нам дали металлические перышки, а ручки к ним я нарезала из черенков малины».

Летом 1943 года А. М. Зайцеву перевели в школу деревни Бабарыкино. Жила она по-прежнему в селе Романово, а на работу ходила за три километра от дома. Собственного жилья у Александры Михайловны тогда не было. Жила она на квартире. Своей хозяйке Александра Михайловна помогала во всем: и с ее детьми занималась, и зерно молола, и огород обрабатывала, и даже корову доила. А та, в свою очередь, всегда хорошо кормила квартирантку.

Осенью к хозяйке приехал старший сын, для того, чтобы набрать людей в полевой прачечный отряд, где он работал экспедитором. В самом селе желающих не нашлось, а Александра Михайловна согласилась.

В 34-м полевом прачечном отряде 31 армии Александра Зайцева работала по вольному найму в должности прачки с 15 января 1944-го по 8-е августа 1945-го. Вместе со своим отрядом она прошла Смоленскую область, Белоруссию, Польшу и Восточную Пруссию. «Всё передвигалось у нас на лошадях, – рассказывает Александра Михайловна. – Было девять пар лошадей и один Жук, жеребец. Всё наше тяжелое имущество грузили на подводы, а мы, в основном, двигались пешком. Бывало, что переезжали на машинах. Наш начальник имел связь с 522-м автобатом. Когда надо было продвинуться ближе к фронту, то он брал с собой ребят. Они загружали в грузовик все имущество и уезжали. Начальник выбирал место, где обязательно был водоем. Там и останавливались. Пока мы двигались на подводах, ребята в это время уже устанавливали оборудование. Как только прибывали к месту, так сразу за работу!».

А работа у прачек, действительно, была тяжелой и физически, и морально. О том, как приводили тогда в порядок одежду бойцов Красной Армии, Александра Михайловна сегодня вспоминает так: «Сначала белье мы замачивали в большой резиновой емкости, похожей на бассейн, и лишь потом – в барабаны. Загружали туда по 50 единиц белья: рубашек или кальсон. Всего в отряде было 8 или 10 барабанов. У каждого из них стояли по разные стороны две прачки. Пять кругов прокрутим вперед, потом – назад. И так где-то 20 минут. После этого грязную воду сливаем, заливаем новую и засыпаем. А что засыпаем? Порошка же не было. Настругаем  хозяйственного мыла, добавим немного акустической соды – и в барабан. Потом опять 20 минут стираем. Точно так же и третий раз. Затем белье кипятили в больших баках, и только после этого везли его полоскать. Это хорошо летом, тепло. А зимой вещи мы в проруби полоскали…»

Из Восточной Пруссии в апреле 1945 года 34-й полевой прачечный отряд по железной дороге передислоцировали в Южную Германию. Там Александра Михайловна и встретила День Победы.

С  января 1946-го по июнь 1948-го она работала санитаркой в Львовском военном госпитале для пограничников, где и познакомилась со своим будущим мужем, фронтовиком Иваном Александровичем Крыловым.

На Кубань Крыловы переехали из Волгоградской области в июле 1950 года. Почти 10 лет жили в станице Упорной. Александра Михайловна первое время работала учителем начальных классов в семилетней школе  № 18 Союза 16-ти хуторов, а позже – в филиале средней школы № 19 (52).

В августе 1961-го семья Крыловых обосновалась в станице Владимирской. Здесь Александра Михайловна в разное время работала учителем в начальной школе № 26 при детском доме, затем – в школе № 21. После выхода на пенсию она трудилась оператором услуг в отделении связи станицы Владимирской.

За участие в Великой Отечественной войне Александра Михайловна Крылова (Зайцева) отмечена Благодарностью Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза Иосифа Виссарионовича Сталина,   медалью «За Победу над Германией», многими юбилейными медалями и памятным знаком «Фронтовик 1941-1945».

 

Евгений Виноградов, краевед.

Фото из семейного архива А. М. Крыловой предоставлены заведующей Владимирской сельской библиотекой Татьяной Водолазко.