Замечательный фильм «Гусарская баллада» режиссера Эльдара Рязанова до сих пор пересматривают целыми семьями. Картина о приключениях юной Шурочки Азаровой, переодевшейся корнетом и отправившейся на войну с Наполеоном, имеет в основе сюжета реальную историю и служит еще одним подтверждением, что женщины способны, если не на все, то на очень многое. А главную роль кавалериста-девицы в фильме сыграла Лариса Голубкина. В понедельник народной артистке РСФСР исполняется 80 лет.

Лариса Ивановна могла стать биологом — отец считал актёрскую профессию неприличной, или оперной дивой — великая Мария Максакова призывала Голубкину «не зарывать талант в землю», но выбрала ГИТИС. Студенткой пришла на пробы к Эльдару Рязанову и сразу обошла уже именитых тогда Гурченко, Немоляеву и Фрейндлих. Женское обаяние и при этом мальчишеский темперамент покорили режиссёра. Такой Шуре Азаровой он поверил безоговорочно.

«Была Лариса, а потом вдруг снялась, и сразу она какая-то известная. Понимаете? И на меня начали смотреть другими какими-то глазами, а я-то всё та же была. И поэтому я вот этот переход от девчонки к важной актрисе так и не перешла, мне кажется», — признается Лариса Голубкина.

На самом деле стать артисткой она захотела ещё в раннем детстве. Мечтала о красивом платье, микрофоне, сцене. Голос у девочки и вправду оказался замечательным. В свои три годика она поражала присутствующих не только детскими песенками, но и романсами. Мама с папой и все их гости были в полном восторге от стоящей на табуретке малышки.

А когда Лариса стала постарше и осмелилась серьезно озвучить свою мечту, то отец был категоричен: «Никогда!», и дискуссия была закрыта. Ему, военному человеку, актёрская профессия казалась слишком распущенной и                 легкомысленной, и допустить, чтобы его дочь стала актрисой, он не мог.

Школьные науки давались Голубкиной легко, а параллельно она занималась с педагогом по вокалу. И, окончив восемь классов, решилась стать студенткой Московского музыкального педагогического училища. Хотя долго не решалась рассказать о своём поступке отцу. Узнав, он просил хорошо подумать, и после выпуска выбрать более достойную профессию. Но звезды расположились так, что она стала студенткой отделения музыкальной комедии ГИТИС.

Театральная биография Голубкиной началась в театре Советской Армии, где она дебютировала в постановке «Солдат и Ева». Здесь и нашел актрису Эльдар Рязанов. Лариса научилась ходить по-мужски, осилила верховую езду и отлично смотрелась в военном мундире. После выхода картины «Гусарская баллада» имя Голубкиной и Юрия Яковлева знали все жители страны. А для самой Ларисы было очень важно получить оценку из уст родного отца. Случилось чудо – он одобрил её занятие, и сказал, что очень гордится ею. Это была самая высокая похвала.

В картине звучит и вокал Голубкиной. Она поёт «Колыбельную Светланы», музыку к которой написал Тихон Хренников. И сам романс, и исполнение тоже не оставили равнодушных.

Спустя год Лариса засветилась в ленте «День счастья», снятой режиссёром Иосифом Хейфицем. Последующие роли тоже не остались незамеченными. В 1965-м зрители увидели новую картину Рязанова «Дайте жалобную книгу», где Голубкина перевоплотилась в заведующую кафе «Одуванчик» Татьяну Шумову. Прошёл еще год, и Голубкину пригласили сняться в «Сказке о царе Салтане», в которой она примерила на себя образ Царицы. В 1968-м Лариса Голубкина оказалась на съёмочной площадке картины «Освобождение» режиссера Юрия Озерова. Актрисе достался образ медсестры Зои, которая встретила победу в Берлине. Актёрский состав картины был очень сильным, и Голубкина очень достойно выглядела в этой звёздной компании.

Актриса много и плодотворно снималась вплоть до 80-х. После этого она стала больше времени уделять театральным подмосткам и работе на телевидении. На экраны актриса вернулась в новом веке, и засветилась в интересных проектах – «Живописная авантюра», «Златые горы», «Идеальная пара», «Мамука».

«На сцене концертирую и концентрируюсь. Чем больше у меня энергии, тем мне больше хочется её выплеснуть из себя. И мне кажется, она передаётся зрителям. И вот от этого получается удовольствие, хотя нервы напряжены жутко», — рассказывает народная артистка.

Поклонницы пытались её копировать, поклонники поджидали около дома, чтобы взять автограф. А она до сих пор не ощущает себя звездой. Говорит, успех — «страшная болезнь, которая ломает людей». В профессии требовательна и бескомпромиссна, всегда избегала проходных ролей. Зато сыгранных ею героинь знают и любят до сих пор.

Своей главной удачей она считает знакомство с Андреем Мироновым. Сейчас сложно поверить, но выйти замуж за звезду советского кино Голубкина отказывалась дважды. Ради мужа воскресила все свои кулинарные способности и радовала гостей разными вкусностями. Это было ей совершенно не в тягость. Их семейный альбом до сих пор хранит память беззаботных дней, запечатлённых на фото.

Они были счастливы 14 лет. После смерти Миронова Голубкина больше не вышла замуж. Однолюб во всём. Больше полувека служит в театре Российской армии.

Её часто зовут на телевидение, и актриса охотно соглашается. Наши верные подписчики помнят, как она приезжала в Лабинск по приглашению нашей редакции. Все два дня знакомилась с окрестностями города. Вместе с ней мы листали страницы истории. К Лабинску у нее был повышенный интерес еще и потому, что родственники ее зятя родились здесь, а позже переехали в Ленинград — Санкт-Петербург.

Тогда Лариса Ивановна дала пресс-конференцию для журналистов «Провинциалки» и других изданий, которым было интересно ее интервью. Много рассказывала о взаимоотношениях в актерской среде. Вспоминала о своем муже Андрее Миронове, о дружбе с Александром Ширвиндтом, Григорием Гориным, Марком Захаровым.

Это были незабываемые дни ее жизни, наполненные смыслом творчества, остроумием, театральными открытиями. Она была свидетелем написания театральных пьес, которые впоследствии стали сенсацией в среде Мельпомены. С теплотой отзывалась о родном театре, рассказывала о великодушии актеров Нины Сазоновой, Владимире Зельдине, Федоре Чеханкове. Говорила о выборе своей дочери Марии Голубкиной. О непохожести, своем пути нового поколения актеров. Встреча была незабываема. Голубкина не только драматическая актриса, но еще и певица. В 60-70-е годы пластинки с романсами Голубкиной расходились многотысячными тиражами. Сегодня на вещевых ярмарках записи ее вокала ценятся дороже других исполнителей.

Лариса Голубкина и сегодня не может однозначно ответить на вопрос, кто она: актриса или певица? Но главным в ее жизни была и остается семья: ее дочь и внуки Анастасия и Иван. Это ее боль и радость, ее сомнения и надежды. Они редко видятся, но часто общаются благодаря современным средствам связи. В понедельник к юбилею артистки Первый канал покажет документальный фильм «Лариса Голубкина. Прожить, понять…». В нем принимают участие: министр обороны РФ Сергей Шойгу, главный режиссер театра Российской Армии Борис Морозов, оперный певец Мариинского театра Аскар Абдразаков, тележурналист Кира Прошутинская, народная артистка РФ Мария Аронова.