Сейчас очевидно, что в своей стране отдыхать безопаснее и гарантированно не возникнут проблемы с возвращением на Родину. Тем более, что Россия — это не просто щедрая душа, но ещё и сотни мест, где можно этой самой душой отдохнуть. Озёра с разноцветной водой, скалы, населённые призраками, древние заброшенные города и пески, окружённые льдом — это не перечень декораций к приключенческому фильму, а точки на карте нашей страны. Учитывая сложившуюся эпидемситуацию, сейчас можно не только спокойно выбрать те места, которые подарят новые впечатления, чтобы внести их в чек-лист на будущее, но и воспользоваться возможностью и прогуляться виртуально. Тем более, что посмотреть картины, побродить по улочкам старинных городов и послушать лекции, можно не выходя из дома.
Шевели поршнями
aef4339f8314618cc3cee29b3df08e2e61329466 SAKURA_BLOCK_IMAGE {«id»:»3833″,»alt»:»»,»class»:»»} aef4339f8314618cc3cee29b3df08e2e61329466
Слышали такое выражение? Это совсем не про механизмы. Поршни — самый простой вид обуви на Руси. Для их изготовления не требовалось особых навыков. Достаточно было взять кусок кожи, пропустить по краям кожаную полоску и стянуть. И обувь готова! Есть мнение, что поршни — первая обувь, которую носили славяне. Само же название может происходить от слова «порхлый», что обозначает «мягкий, рыхлый». Самые старые поршни найдены в районе Новгорода: археологи датируют их возраст X-XI веком. И выражение «Шевели поршнями!» употреблялось, когда хотели призвать человека ускорить темп ходьбы или бега. Сапоги же наших предков были не сильно похожи на те, что мы привыкли видеть на современных прилавках. Они имели мягкую подошву (жесткая появилась примерно в XIV веке), скошенное сзади голенище и полное отсутствие каблука (его начали делать в XVII веке). Стоила такая обувь достаточно дорого. Для сравнения, если в конце XIX века за пару лаптей просили от 3 до 5 копеек, то за сапоги — до нескольких рублей. Так что последние берегли, старались носить исключительно по праздникам и передавали по наследству. Что касается сапог сафьяновых, то их шили из выделанной определенным образом козьей шкуры, окрашенной в яркий цвет. Такую обувь украшали тиснением, вышивкой, кистями. Конечно, иметь такие хотел каждый молодой парень.
Сегодня увидеть поршни можно в Историческом музее в Москве. Музей открыл медиапортал на период карантина, и проводит онлайн-экскурсии.
Церковь на воде
Конечно, в путевой лист отпуска и удивительных мест нашей страны нужно занести город Калязин. Главная местная достопримечательность — колокольня Никольского собора, стоящая в воде. Известность она получила после совсем не веселых событий – затопления Угличским морем большей части старого города, с торговой площадью, старинным Свято-Троицким монастырем, улицами и слободами… В наши дни высокая пятиярусная колокольня отмечает место, где некогда был высокий берег реки, на котором шумела торговая площадь, откуда расходились в разные стороны дороги, а напротив стоял красивый старинный Троицкий монастырь с похожей колокольней, как бы перекликавшейся с Никольской.
Колокольня в пять ярусов, высотой более 70 метров, была пристроена в 1794-1800 годах.
aef4339f8314618cc3cee29b3df08e2e61329466 SAKURA_BLOCK_IMAGE {«id»:»3831″,»alt»:»»,»class»:»»} aef4339f8314618cc3cee29b3df08e2e61329466
Строительством занимались крестьяне полковника Василия Федоровича Ушакова, которые обязались выстроить колокольню «согласно плану и фасаду», а в случае неудачно выполненной работы за свой счет перестроить ее. Построили добросовестно. Так добросовестно, что она устояла даже против воды. На ярусе звона было 11 колоколов, самый большой весил 501 пуд, более 8 тонн, хотя данные о весе разнятся. В 1930-х годах в связи с возведением гигантской плотины в Угличе и созданием Угличского водохранилища Калязину суждено было большей частью своей уйти под воду. При этом было принято решение не ломать колокольню, а оставить в качестве маяка и ориентира для проходящих судов. Колокол же, висевший на самом верхнем ярусе (тот самый многопудовый) предполагалось снять. Когда его опускали временный подвес не выдержал, и колокол рухнул, оказавшись в глубоком подвале.
К началу войны колокольня оказалась отдалена от берега на добрых 200 метров. Основание ушло под семиметровый слой воды. Белоснежная игла посреди голубых волн, смотрелась красиво, но её не жаловали. Кроме, разумеется, вездесущих мальчишек, которые с открытием купального сезона немедленно поплыли туда. Именно они принесли первый слух о том, что колокол, лежащий в затопленном подвале колокольни, гудит. Сказки это, говорили взрослые, этого не может быть. Однако может. В ясную лунную ночь, в начале июня 1941-го года, колокол ударил в первый раз. На следующую ночь город уже не спал. Колокол начал бить. Не часто, раз в несколько минут, но зато до самого утра.
Старики сказали, что это набат, что — к войне. И в ночь на 22 июня колокол уже бил всю ночь часто и сильно. Низкий гул разносился водами на многие километры, набат слышали во всех прибрежных деревнях.
После июня колокол затих вроде, а в начале зимы, прямо из подо льда, снова раздался набат… Это было аккурат перед началом контрнаступления под Москвой. Заметили калязинцы, что колокол начинает звонить перед началом больших сражений, перед Сталинградской битвой, перед Курской. В конце апреля 45-го звонил долго, предвещая битву за Берлин.
Местное партийное руководство отправило письмо в тверской обком партии и летом 1946 года пришел водолазный бот. Водолазам удалось нащупать язык колокола и прикрепить его проволокой, исключив, таким образом, возможность боя.
Колокол затих, но ненадолго… В следующий раз он зазвонил промозглым октябрьским вечером 1948 года и предвестил о землетрясении, которое стерло с лица земли Ашхабад. По легенде, вновь власти отправили водолазные боты с целью исследовать, а затем обеззвучить колокол. Однако на третий день все работы были спешно свернуты, а вся команда, не поставив в известность местную власть, быстро покинула место работ.
Из пятнадцати членов экспедиции сразу пятеро оказались недееспособны: кто свалился от инсульта, кто от лихорадки, а кто-то от сильнейшего расстройства пищеварения. Больше никаких попыток исследовать колокол не предпринималось. А он продолжал изредка звонить…
aef4339f8314618cc3cee29b3df08e2e61329466 SAKURA_BLOCK_IMAGE {«id»:»3832″,»alt»:»»,»class»:»»} aef4339f8314618cc3cee29b3df08e2e61329466
В конце 1980-х годов фундамент колокольни укрепили, вокруг был создан искусственный островок с причалом для лодок. Четыре года назад поставили новые колокола, и теперь летом здесь проводятся регулярные молебны. Считают, что именно благодаря здешнему звону, можно достучаться до небес.
ПОКА ВСЕ ДОМА
На официальном канале музея-заповедника «Царицыно» можно посмотреть сериал «Старожилы. Частная история Царицына», послушать курс лекций «Екатерина II: остроумная история», изучить образовательную программу выставки «Екатерининский корпус Монплезира. Путешествие из Петергофа в Царицыно», совершить виртуальные экскурсии по экспозициям.
На сайте Государственного музея В. В. Маяковского, помимо онлайн-экскурсий, размещены виртуальные выставки: «Людмила Маяковская. Сто мужчин и одна женщина», посвященная сестре поэта, «Раскрашено от руки. Особенности экземпляров книг русского авангарда 1910–1930-х годов», представляющая авангардные книги.
Посетители сайта музея-панорамы «Бородинская битва» откроют для себя проект «Понятный музей» об истории России XIX века, мультимедийный проект «Голоса 1812 года», представляющий отрывки из воспоминаний очевидцев Великой Отечественной войны.
Подготовила Т. Калинченко.