Его ждала не простая жизнь. Здесь были и громкая слава, и не менее громкие обвинения. Как бы там ни было, опровергать, что станичный мальчишка вырос незаурядной личностью нельзя.

Сын атамана или незаконнорожденный?

Биография Михаила Шолохова с самого момента его рождения обрастала легендами. Правда или нет, но одна из них гласит, что писатель при рождении был записан как «Кузнецов». Только в шестилетнем возрасте мальчик обрел настоящую фамилию своего отца — Шолохов, поскольку мать будущего писателя Анастасия Черникова, сирота, была насильно выдана замуж помещицей, у которой служила, за сына казачьего атамана Кузнецова. Проявив незаурядную силу духа, она покинула немилого сердцу супруга и ушла к любимому, Александру Шолохову. Их сын Михаил появился на свет «незаконнорожденным» и был записан на фамилию официального мужа матери. Только после смерти Кузнецова в 1912 году родители мальчика смогли обвенчаться, и тогда он получил фамилию отца.
На самом же деле мать писателя «внезапно» оказавшись в положении, срочным образом вышла замуж за немолодого казака, который умер после 1905 года, то есть после рождения ребенка. Вскоре Черникова вышла второй раз замуж, и ее новый муж Александр Михайлович Шолохов формально усыновил собственного сына, дав ему свою фамилию.
Отец Шолохова был разночинцем: скупщиком скота, позже приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, но — «иногородним», не казаком. Тем больше маленького Мишу влекли служивые Войска Донского. Наблюдения за станичной жизнью легли на благодатную почву. В 1912 году отец отправил сына в Москву, где он учился в одной из частных гимназий «года два-три», потом в Богучарской гимназии. В 1918 году с началом гражданской войны Шолохов возвращается на Дон и несколько месяцев учится в Вешенской гимназии. Сам Шолохов признается, что ему «всего довелось окончить четыре класса гимназии».

За белых или за красных?

Судьба дважды спасала писателя от смерти. Первый раз вместе с несколькими взятыми в плен красноармейцами его вывели на расстрел «махновцы». Раздалась команда «Целься!» Вдруг «батька» крикнул: «А что там за малец?! Беги и больше не попадайся!» Пятнадцатилетнему Михаилу очень хотелось жить, и он сбежал от соратников, не помня себя от счастья.
Как и многие другие, Шолохов участвовал в деятельности продотрядов. «С 1920 года служил и мыкался по Донской земле, — писал он в одной из своих коротких автобиографий. — Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами. Все шло, как положено. Приходилось бывать в разных переплетах…» Именно в связи с «переплетами» второй раз его приговорили к расстрелу уже свои, «красные» — за излишнюю жестокость к врагу. Юного комиссара помиловали, приняв во внимание его несовершеннолетие. Тем более, что время считалось жестоким.
В 1923 году Шолохов начал писать небольшие рассказы и фельетоны. В сентябре и октябре 1923 года в «Юношеской правде» были опубликованы первые произведения — «Испытание» и «Три», — а еще через несколько месяцев рассказ-фельетон «Ревизор». Шолохов вошел в Москве в литературную группу «Молодая гвардия» и несколько раз посетил молодежные литературные кружки. Однако ни с кем из известных писателей он тогда не общался.
Станица была милее столицы, и в декабре того же года он снова едет на Дон, где в 19-летнем возрасте женится на 25-летней казачке Марии Петровне Громославской. Шолохов считал, что знает настоящий секрет, как достичь успеха в литературе: «Надо иметь талант, труд, знание материала, с которым работаешь, железную волю и хорошую жену: любящую, терпеливую, хозяйственную, понимающую советчицу и помощницу. Она не даст бить баклуши и утешит, когда вас нещадно будут лупить критики, а издатели покажут от ворот поворот. В нашем деле нужен надежный тыл. Его и обеспечит такая жена».

Взлеты и падения

Дальнейший творческий путь Михаила Шолохова довольно хорошо известен, хотя также имеет множество трактовок. Редко кому в середине прошлого столетия удавалось продержаться на вершине литературной власти, обладая настолько скандальными репутацией, биографией и литературным багажом. Не секрет, что творчеством гения интересовался Сталин, что, собственно и объясняет литературный успех писателя. Зато к Шолохову крайне настороженно относились последующие «вожди пролетариата» — Хрущев и Брежнев. Правда, особо в творческий процесс они не влезали, и развенчивать народного героя не торопились. Больше того, когда Рою Медведеву поступило предложение написать исследование «Загадки творческой биографии Михаила Шолохова», в феврале 1975 года (накануне юбилейных торжеств в связи с 70-летием писателя) в его квартире был устроен обыск, в результате которого значительная часть архива была изъята. В срочном порядке книга была переведена на французский язык и тем же летом издана в Париже под заголовком «Куда течет «Тихий Дон»?».

Кто украл роман

В 1928 году, в возрасте 23 лет, Шолохов выпускает в свет первый, а через несколько лет и второй том «Тихого Дона». Сразу после дебюта Шолохова критика пришла в растерянность. Как написать полуграмотному деревенскому юноше за неполных два года полтысячи страниц гениальной прозы — это не укладывалось в голове. Некоторые считали, что Шолохов просто занижает свой возраст, и, кстати, точная дата его рождения остается до сих пор под вопросом. Тогда же, в конце 20-х, всплыла и другая, скандальная, версия шолоховского вундеркиндства — «Тихий Дон» на самом деле сочинил писатель Федор Крюков, погибший в 1920 году. По этой версии записки Крюкова оказались в руках Шолохова, которому оставалось их аккуратно перепечатать и отнести в издательство.
В 1929 году была созвана писательская комиссия, члены которой изучили рукописи романа, дневники Шолохова (в то время они были еще целы) и признали авторство доказанным, о чем и было сообщено в газете «Правда».
Однако незадолго до смерти писателя в 1984 году дискуссия на эту тему началась вновь и продолжается до сих пор. Долгое время сторонники авторства Шолохова не могли доказать свою правоту из-за того, что не располагали оригинальной рукописью «Тихого Дона». В 1980-е она была обнаружена у родственницы жены Василия Кудашева, близкого друга Шолохова. Выкупить ее Российская академия наук смогла только в 1999 году. Был проведен ряд экспертиз, в том числе графологическая, текстологическая и другие, показавшие, что автором романа действительно был Михаил Шолохов. Но страсти по «Тихому Дону» все еще кипят.

Подготовила Т. Калинченко.