Их приветствовал весь завод

В августе 1945 года все разговоры только и были о возвращении защитников с фронта. Не сразу попадали они в родимый дом. Кому-то предстоял долгий путь. И каждое возвращение, каждая встреча была долгожданной. Наша газета в то время на своих страницах рассказывала, как демобилизованные Тимофей Осипенко, Павел Большаков, Петр Криничный, Владимир Левицкий прибыли на родной плодоконсервный завод. Воины-победители рассказали, как неустанно гнали на запад фашистских хищников до того часа, пока над Берлином взвилось знамя Победы. «Мы ни в чем не терпели недостатка, у нас хватало вооружения, снарядов, продовольствия. Это вы, работники тыла, своим трудом обеспечили нас всем. Вместе с фронтовиками, не жалея сил, ковали победу над коварным и вероломным врагом», — сказал в своем выступлении В. Левицкий.

Фронтовые бригады

Действительно, едва район был освобожден от оккупантов, станичники заступили на трудовую вахту. В то трудное время лабинцы работали без устали. Каждая победа на фронте воодушевляла на новые подвиги. Так, еще в 1944 году в ответ на обращение коллектива Динской МТС рабочие Вознесенской МТС показывали образцы стахановской работы. Слесарь-монтажник Шевцов выполнял задания на 300 процентов. Медник Белоконев, несмотря на преклонный возраст, ежедневно давал по две нормы.

Звеньевая Вознесенского колхоза «Парижская коммуна» А. Н. Лыкова в самом начале войны, несмотря на то, что была матерью двух малолетних детей, пошла на курсы трактористов, успешно окончила их и стала одной из лучших трактористок в Вознесенской МТС. В 1943 году Анна Николаевна на колесном тракторе СТЗ выработала 452 га мягкой пахоты при норме 400, в 1944 году первой в районе еще в начале января закончила ремонт своего СТЗ.

Иван Трофименко, Надежда Кириченко, Александра Рыжкова, Алексей Минин и другие трактористы бригады Иванова из колхоза «Коминтерн» на пахоте и севе ежедневно выполняли до полутора норм. И это несмотря на то, что тракторы у них были старые, а горючее не лучшего качества, о чем в те годы писала наша газета. За самоотверженный труд бригаде было присвоено звание фронтовой.

Не отставали консервщики. В частности, в первомайских номерах сообщалось, что среднесменная выработка Поляковой, Шалаева, Сивушкина, Рябкова составила 281-228 процентов к заданию. Более двух планов выполнила бригада Турбина. И завод в целом реализовал четырехмесячный план более чем на 120 процентов.

Стремясь внести свой вклад в разгром фашистов, люди забывали о своем возрасте. В колхозе «Красный партизан» 80-летний С. Федосеенко работал бондарем и ежедневно перевыполнял нормы. Рационализатор Андрей Клифалов выполнял норму выработки на шлифовке каленвалов на 400-450 процентов; 66-летний Белоконь, владея профессиями медника, жестянщика, слесаря и литейщика, выполнял нормы на 350-400 процентов. Отец трех фронтовиков К. Агафонцев перед войной уже семь лет был на пенсии, но в 1941 году вернулся в колхоз, стал плотником и работал почти без выходных, ежедневно выполняя по две с половиной нормы и больше. Инвалид Великой Отечественной войны Комаров, потерявший на войне руку, освоил профессию тракториста и ежедневно перевыполнял нормы выработки… И таких примеров в газете много. Это был общий трудовой подвиг.

Личные сбережения – на нужды фронта

Кроме того, с первых дней освобождения района от фашистских оккупантов лабинцы не только активно включились в работу по восстановлению разрушенного хозяйства, но и оказывали родной армии материальную помощь. Комсомольцы и молодежь района активно участвовали в сборе средств на эскадрилью самолетов «Кубанский осоавиахимовец». Молодые железнодорожники внесли 4000 рублей, учащиеся СШ № 11 станицы Вознесенской — 2000, 1-й и 2-й школ ст. Лабинской — по 5000, рабочие консервного завода — 4800, труженики колхоза имени Буденного — 3000, учащиеся и учителя 30-й школы — 7600. Примерно такие же суммы поступали от многих других коллективов и отдельных лиц.

О том, как собирали средства на строительство танковой колонны «Лабинский колхозник» сегодня нам напоминает памятник на площади Победы. Началось оно по инициативе владимирского колхоза «Красный кавалерист». В своем письме на имя Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина председатель этого колхоза Арестов и секретарь парторганизации Сващенко сообщали, что труженики руководимого ими колхоза собрали на танковую колонну «Лабинский колхозник» 80 тысяч рублей и просили передать эти боевые машины казакам-кубанцам. В это движение включились все лабинцы. Например, коллектив конторы «Заготживсырье» внес 9800 рублей, члены артели «Слепой труженик» — 9465, коллектив райуполминзага — 4392, коллектив ГМЗ № 5 — 120 тысяч, коллектив артели «Кожкооп- ремонт» — 12 тысяч рублей.

А через два месяца наша газета уже написала, что труженики Лабинского района собрали на танковую колонну «Лабинский колхозник» 1 миллион 864 тысячи 559 рублей. Письмо на имя Верховного Главнокомандующего об этом было отправлено ровно за год до Дня Победы.

Встреча с Героем

Вот еще один примечательный факт. Летом 1945 года Герой Советского Союза гвардии лейтенант Виктор Косов побывал в колхозе имени Ворошилова ст. Вознесенской. Об этом появилась заметка: «Колхозники тепло встретили славного советского воина. О многих волнующих боевых эпизодах поведал колхозникам т. Косов, награжденный Правительством, кроме ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», орденом Отечественной войны и медалью «За отвагу». Участники вечера рассказали о том, как они борются за досрочную сдачу хлеба государству, о своих планах по успешному проведению уборки и осеннего сева. Вечер закончился коллективным гуляньем и танцами».

Известно, что впоследствии Косов жил в Сочи, потом переехал на Дальний Восток. Он сам родом был из Амурской области, 12 марта 1942 года призван в ряды Красной Армии и после окончания полковой школы направлен на фронт. Прошел с боями по трудной дороге до Сталинграда через Донецкие степи, Донбасс, всю Украину. Дважды его мать Анна Федоровна Косова получала похоронки на сына. Его расстреливали вместе с группой разведчиков около Днепра в 1943 году. Но удивительна и почти необъяснима его судьба — в автомате закончились патроны, чтобы оборвать жизнь отважному солдату. 19 марта 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза. Скорее всего в Вознесенской проживали родственники Героя. И эта история еще требует изучения.

Весточки с фронта

Связь с фронтом постоянно поддерживалась. И в редакцию шли потоком письма. Одно из них, опубликованное в 1945 году, вызывает особый интерес. Оно адресовано родителям гвардии лейтенанта Д. И. Коркоценко. Тогда он еще не был Героем Советского Союза. Указ о присвоении ему звания будет опубликован 15 июня 1946 года. Но в апреле 1945-го на его счету было уже немало боевых подвигов. В своем письме парторг эскадрильи Г. Гончарук сообщал: «На его (Д. И. Коркоценко) счету 13 сожженных танков, три уничтоженных паровоза, 32 автомашины, семь полевых орудий, четыре бронетранспортера, две потопленные баржи, 21 уничтоженный железнодорожный вагон, 53 повозки с живой силой и грузами противника».

Старший сержант Андрей Семыкин прислал свое обращение: «Дорогие земляки! Долгожданный час Победы пришел. /…/ Война в Европе закончилась. Но враг нанес большие раны нашей стране… Чтобы снова расцвела наша страна, нужно быстрее залечить эти раны, нужно не покладая рук работать, строить, повышать урожайность, растить лучшие породы скота…».

И, конечно, такие призывы были услышаны. Наши деды и прадеды подняли район, заложили основы его сегодняшнего благополучия в далеком жарком августе 1945-го.

 

Т. Калинченко.