Лет пятнадцать назад мы перед  1 апреля провели эксперимент: «Легко ли разыграть лабинцев?» Взяли во дворе камни, покрасили,  и журналист сел их продавать как лечебные. Целебное действие тут же проверяли тонометром.  Надо сказать, что эффекту удивились сами.  Измеряя систолические и диастолические показатели  до и после того, как человек подержал камень в руках, оказывалось, что давление приходит в норму. Вот уж чудо было.  И даже, когда признались, что все это социальный эксперимент и проба на доверчивость, одна известная дама пришла в редакцию и попросила чудодейственные камни отдать. «Потому что помогают и точка». Никакие доводы, что их полно в десяти метрах не помогали.

Годы пролетели, и мы решили снова проверить, изменилась ли за это время социальная температура по отношению к явным выдумкам, стали ли мы холоднее воспринимать юмор и просто ли обвести людей, живущих в 21 веке, вокруг пальца. В этот раз к продаже предложили уже не камни, а … воздух. Поместили соответствующее объявление на своей страничке @labinsk_smi в Инстаграм. Мол, налетай, не скупись: «В Лабинске открыто первое в России производство по выпуску обогащённой кислородом воздушной смеси. Забор горного воздуха производится в районе ст. Каладжинской. Первая партия консервированного воздуха отправлена в Москву. Цена горного воздуха вполне демократична. В розницу 120-150 рублей, оптом — 60-90».

Выказали реакцию на предложение свыше 30 человек. Но заказ поступил только один, причем человек попросил  такой воздух в таре побольше —  трехлитровой. Одна из подписчиц  даже стихотворение прислала:

«Во дворе стоит прогресс,
Воздух продают на вес».

Некоторые комментаторы возмущались, сетуя, что уже и воздух продавать начали. Некоторые, наоборот поддерживали.

«Надо сыну-студенту баночку купить, чтобы о доме не забывал», — комментировал кто-то с ником lenta_2020.

«Да, в Москве загазованность. У нас лучше. Надо попробовать. Гемоглобин эта консерва поднимет?» — спрашивал другой подписчик.

«Продают в аптеках кислород, но он концентрированный. Только по назначению врача! А воздух можно всем. Я, например, иногда покупаю в аптеке обогащенную кислородом воду. Просветляет! А подписчикам газеты скидка будет? Если да, возьму упаковку!» — интересовался еще один.

«А нет у вас воздуха с запахом счастья?» — вопрошала читательница.

Многие засомневались в идее: «Как-то даже не смешно!!! Дожили!!! Неужели кто-то будет покупать??? Может нам и правда не понять жителей мегаполисов!!! Нам-то до Каладжинки от силы полчаса ехать и дыши, сколько хочешь!!!»

Кто-то просто смеялся. В целом  можно сделать вывод, что сегодня разыграть лабинцев не так просто. Люди стали более вдумчиво относиться к любой информации. По принципу доверяй,  но проверяй. Однако заметим, что на самом деле идея делать деньги из воздуха в буквальном смысле не нова. Такой вид бизнеса давно не является каким-то новшеством и процветает вполне себе. Родилась задумка, как и многое сегодня, в Китае из-за большого количества заводов, которые загрязняют воздух.  Особой оригинальностью отличается продажа воздуха с концертов звезд мирового уровня. На eBay можно найти лоты стоимостью даже до 60 тысяч долларов. Сумма астрономическая, что и говорить. Кроме того, продают не только воздух, но и почву. Смысл заключается в том, что люди, которые покидают страну, смогли с собой забрать ее кусочек. А одна из моделей — Белль Делфин — начала продавать воду, в которой купалась, — и товар оказался очень ликвидным. Это не шутка, девушка действительно предложила фанатам купить баночки с водой из её ванны. На сайте косплеера такой сувенир можно заказать за 30 долларов.  Поступило больше 500 заказов, и хотя Белль хотела показать, насколько безумен наш мир и вся история на самом деле острая сатира, спрос намного опередил предложение.  Получается, что люди готовы отдать деньги за что угодно?

А потому не сомневаемся, что горный воздух из Лабинска – тоже хорошая бизнес-ниша. В конце концов, уже более 10 лет продают консервированный воздух Санкт-Петербурга. Сейчас эфемерную материю в консервные банки расфасовывают сразу несколько производителей. На этикетке есть состав товара: 50% воздуха Летнего сада, 20% — бывшего Царского Села, 15% — Невского проспекта и по несколько процентов воздуха Петродворца, Павловска и Новой Голландии. Также в продаже есть воздух и других российских городов — Москвы, Перми, Казани и Сочи. А мы чем хуже? Это тоже способ заявить о себе. Почему и нет? Этикетка уже готова.

Татьяна Калинченко.