Сразу три молодых учителя приступят к исполнению должностных обязанностей в СОШ № 4 г. Лабинска. Одного из них, преподавателя русского языка и литературы, Наталью Лукьяненко мы попросили поделиться планами на первый учебный год и рассказать, почему она пришла в эту профессию.
— Перед 11 классом я совершенно не представляла, кем хочу быть. Задавалась вопросом, какие предметы сдавать. С детства любила читать, любила русский язык и литературу. А еще мне нравилось помогать своим одноклассникам с учебой. Нет, я не давала просто так списать домашнее задание, старалась подробно объяснить тему. И когда, скажем, сосед по парте выходил к доске и уверенно отвечал, радовалась результату. И еще перед глазами были прекрасные примеры учителей русского языка и литературы – Инны Анатольевны Корякиной, Елены Николаевны Щетининой, Натальи Владимировны Шамаровой. Столько интересного услышала на их уроках, столько историй. Они научили чувствовать красоту русского языка. Мы ведь говорим и не замечаем, насколько он совершенен. Не зря Ломоносов видел в нашей речи «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Буква к букве, слово к слову. Здесь есть свои ритмы и законы. А литература? Это же не просто романы и повести. Это жизнь, опыт, облеченные в слова. Это судьбы людей. Вот про Пушкина, например. Император Николай I после гибели поэта из казны оплатил все его долги. Отношения между ними были прохладными, но монарх всё равно признавал талант литератора и его значимость для всей русской культуры. Знали, что Есенин в Первую мировую служил на военном поезде санитаром? Литература — наше наследие, наши корни, наш внутренний код.
Конечно, я испытываю волнение. Это ведь моя первая работа. Страшно ошибиться, когда на тебя смотрит полный класс учеников. Но страх не парализует, а скорее мотивирует – еще лучше сделать работу, еще больше разбираться в профессии, еще больше читать книг по психологии и методике преподавания.
Правда, универсальной тактики, чтобы найти общий язык со школьниками нет. Ведь каждый из них личность, а значит каждый класс индивидуален. Самыми главными принципами должны быть – честность, искренность, справедливость. Дети всегда дают мгновенную обратную связь. Как только ты сделаешь что-то не то, то получаешь ее в течение нескольких секунд. И это большой вызов. А чувство справедливости у них очень обострено. Это нужно понимать и соответствовать, учитель – ведь некий идеал, пример перед глазами. Поэтому все должно быть по справедливости, если учитель позволяет себя поступить как-то предвзято, это сильно подрывает авторитет. Школьники чутко чувствуют фальшь. Ты оцениваешь их, а они еще с большим пристрастием тебя.
Самое сложное в общении с учениками? Однозначно – способность сохранять интерес на протяжении всего урока, четверти и учебного года. Это сложно, потому что постоянно нужно менять виды деятельности, постоянно нужно подбирать разные задания, но в то же время этим и интересна моя работа.
Безусловно, хочу привить любовь к словесности, чтобы на мои уроки шли с удовольствием. С литературой, наверное, проще, потому что всегда найдется произведение, которое зацепит человека. Даже если он никогда не читал, все равно рано или поздно столкнется с произведением, которое не оставит равнодушным.
Возвращаться в родную школу? Очень здорово! Я защитила дипломную работу, и буквально через два дня раздался звонок от Дины Михайловны.
— Пойдешь к нам?
— С радостью!
Без раздумий согласилась работать в школе, выпускницей которой являюсь. Считаю, это настоящей удачей. Здесь всё такое родное. Все учителя рады тебя видеть, все поздравляют, помогают, ты знаешь, что всегда подскажут, посоветуют, поделятся опытом. Я чувствую поддержку старших коллег, и это дает мне определенную уверенность в своих силах. А если бы попала в незнакомый коллектив, кто знает, как все сложилось бы. Поэтому, когда прозвенит звонок на мой первый урок, я войду в класс с улыбкой и с удовольствием окунусь в школьные будни. И этого очень жду.
Татьяна Калинченко.