Как выслушать просьбы 25 (а то и больше) малышей и на все оперативно реагировать? У детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, Василия Сухомлинского есть замечательный ответ: «…чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Не каждый человек, даже получив диплом с отличием по этой специальности, сможет работать с дошколятами. В этом убеждена старший воспитатель детского сада № 5 города Лабинска Светлана Сидоренко, с которой мы встретились накануне профессионального праздника.

Она хорошо помнит, как впервые пришла в детский сад 24 года назад. 

— Меня направили воспитателем в подготовительную группу. То есть к ребятишкам, которые скоро должны были пойти в школу. Дети, конечно, увидев нового воспитателя, насторожились. Потом один мальчик подошел, посмотрел пристально и выпалил: «А вы по-английски говорить умеете?» И тут был выбор – соврать и придать «вес» в глазах детей или сказать правду, но тогда признать, что ты не знаешь все свете. Я волновалась. Этот экзамен был посерьезнее выпускного. В итоге решила говорить все, как есть, и ответила, что английским не владею, но знаю много интересных игр, хорошо рисую и могу превратить лист бумаги в журавля. 

— Покажи! 

Я быстро смастерила журавлика в технике оригами, и начало дружбе было положено. Сколько было радости, что у меня все получилось. Ну, конечно, это громко сказано. Получилось с моей точки зрения. И дети меня слушали, и мне с ними было интересно, и день прошел замечательно. И было чувство ответственности, когда они, как галчата смотрят, и от тебя зависит, как дети проведут время в детском саду. Все прошло благополучно, может, это подстегнуло меня к дальнейшей работе. 

Вообще, воспитателем я мечтала стать, сколько себя помню. Даже в школе как-то писали сочинение «Кем я буду в будущем», и у меня не было сомнений – воспитателем. 

А когда пришла работать, то поняла, что не ошиблась. Это – моё. Здесь каждый день не похож на предыдущий, здесь десятки горящих детских глаз с нетерпением ждут встречи с тобой, бегут навстречу и наперебой рассказывают, что увидели вечером. Сегодня я точно знаю, что никакая другая работа не даст мне такого эмоционального и душевного удовлетворения, — признается собеседница.

— Согласны с тем, что воспитание детей – это воспитание себя? – спрашиваю.

— Безусловно, — не задумавшись ни на секунду, отвечает Светлана Алексеевна. – Потому что ты воспитываешь своим примером. Твое поведение, отношение к другим людям, забота о здоровье – все это должно быть наглядным для детей. Говорить, что надо мыть руки перед едой и не мыть самой – это впустую. 

На просьбу рассказать какой-то запоминающийся случай, Светлана Алексеевна сразу вспомнила о своем первом выпускном.

— Я еще не знала, что это такое — расставаться с детьми. Где-то в глубине души понимала, что будет нелегко, и сама себе сказала: «Света, когда будешь выступать, не опускай глаза». И вот уже прошла торжественная часть утренника, все красиво было. Начинаю говорить прощальные слова и вдруг встречаюсь взглядом с детьми. И вижу, что они плачут. И невольно ком перехватил дыхание, слезы покатились из глаз. Я поняла, что мы не встретимся в этих стенах больше. Что они, правда, уходят. Мне пришлось выйти, чтобы успокоиться. 

Историй много, конечно. Когда работаешь с детьми, каждый день что-то новое и забавное происходит. Был вот такой еще случай. Мама воспитанника приходит и рассказывает: 

— Пригласили на Новый год Деда Мороза и Снегурочку. Они пришли, поздравили, в дорогих ярких костюмах. Мы подходим, спрашиваем сына, мол, понравилось тебе, что сам Дед Мороз в гости пришел. А Леша отвечает: «Ну да, все понравилось, только волшебник не настоящий». 

— Почему, Леша? Самый настоящий!

— Та нет. Настоящий у нас в детском саду был – Светлана Алексеевна.

Вместе смеемся. 

По мнению педагога, в детском саду не задерживаются те, кто не любит детей. Хоть у тебя десять высших образований. Человек может быть умным, трудолюбивым, но без любви к детям в этой профессии делать нечего. Она – самое главное, чем должен обладать воспитатель. 

— Молодым педагогам я бы посоветовала накапливать опыт, искать новые формы работы, развивать педагогическую интуицию, чтобы помогать малышам раскрыться и обязательно прислушиваться к детям. Они нас тоже многому учат. Конечно, нужно взаимодействовать с родителями. Они – наши главные партнеры по воспитанию, — продолжает Светлана Сидоренко. – Тогда воспитателю будет легко с детьми, а детям интересно с ним. И добавляет:

— Дети – народ импульсивный. Порой родители с одним ребенком управиться не могут.  А тут два десятка.

— Как говорила героиня Веры Алентовой из легендарного советского фильма «Москва слезам не верит»: «Сложно с тремя, а когда трех научишься организовывать, количество не имеет значения». Надо стремиться сделать каждую минуту пребывания ребенка в детском саду увлекательной, полезной и значимой. Когда они видят, что ты их понимаешь, слышишь, что ты им настоящий друг, тогда эти дети для тебя горы свернут. Честность, открытость, искренность, доверие, уважение, — вот то, чему дети учат каждого взрослого.

Беседовала Т. ВАЛЕРЬЕВА.