— Ой, не будем делать поспешных выводов, — таков был ответ ветерана войны и труда Антонины Гавриловны Ниевиной из ст. Вознесенской, которую мы спросили: "Считаете ли вы нынешнее поколение молодых людей потерянным поколением?" А дальше она изложила свою точку зрения на этот счет.

— Мне уже 85 лет, так что повидать в своей жизни успела всякого. Нас ведь как воспитывали? По принципу: "Раньше думай о Родине, а потом о себе". Пропагандистская машина в пору моей молодости работала на полную мощь. Идеологическая обработка была на высочайшем уровне. Поэтому ни мне, ни моим сверстникам в голову не приходило усомниться в правильности названной установки.
В 1944-м году мне только исполнилось 18 лет. Шла война, и я, как и другие девушки, обучавшиеся тогда на медицинских курсах, готовились к тому, чтобы отправиться на фронт. Но "повоевать" мы не успели. Война закончилась, начиналась мирная жизнь. После окончания медицинского училища в 1946 году меня, "свежеиспеченного" фельдшера, направили в Казахстан в г. Атбасар заведовать кожвендиспансером. Буквально через год мне предложили организовать медпункт на строительстве железной дороги, которую предстояло проложить через бескрайние степи Северного Казахстана. Куда вела железнодорожная ветка, никто ничего не знал. Высадили строителей в голой степи, где на сотни километров никакого жилья. Жили в палатках. Основные орудия труда — кирка, лопата, носилки. Продукты, вода — все привозное. Спустя годы узнала, что железную дорогу мы строили к Байконуру, а потом и самой посчастливилось увидеть Юрия Гагарина, Валентину Терешкову, побывать в Жуковском. Все это случится гораздо позже, а мне еще предстояло какую-то часть своей жизни отдать Целине.

Целиной в 50-е годы "переболели" многие юноши и девушки. На освоение целинных и залежных земель Северного Казахстана отправлялась молодежь железнодорожными составами. По велению сердца, по призыву партии, по направлению ЦК ВЛКСМ. Леонид Ильич Брежнев был тогда секретарем  ЦК Компартии Казахстана, секретарем Атбасарского райкома КПСС — Макаренко. От здравоохранения командировали меня. Приняли во внимание то, что я смогла на хорошем уровне организовать медицинское обслуживание на строительстве железной дороги, и была награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Вот в таком составе: Брежнев, Макаренко и я — ездили по степи, выбирали места для будущих поселков целинников. Главное условие, чтобы там обязательно была вода.

Потом в нашей стране было еще немало комсомольских и всенародных строек, где все приходилось начинать с нуля, жить первое время, как говорят, на голой кочке. Но легкой жизни никто молодым целинникам и строителям не сулил и пряниками кормить не обещал. И ехали обживать новые места не в погоне за длинным рублем. Все-таки многих влекла романтика, желание испробовать свои силы. Ну, и идеологические установки типа: "Партия велела, — комсомол ответил: "Есть!" не последнюю роль в этом играли.

Сейчас молодежь подвергается нещадной критике со стороны старшего поколения. Дескать, на подвиги не способна, трудиться не умеет, все измеряет рублем, все ей "по фигу". Родителей, стариков не уважает. Бабка пошлет внука за лекарством в аптеку, а он деньги на пиво себе потратит. И еще говорят: "Вы посмотрите на молодых людей, — как они одеты, как ведут себя, как разговаривают? Их стандарт — сигарету в зубы, бутылку пива в руки и на прогулку". В общем, потерянное поколение.

С таким утверждением я не могу согласиться. Социальная запущенность? Согласна, имеется. Низкий интеллект? И против этого не возразишь. Нравственная составляющая современной молодежи снижена. И не только ее. Можно говорить о социальной запущенности и нравственной деградации общества в целом. Хотя моральные уроды были всегда, во все времена. Не стоит винить молодых людей во всех грехах. Они — слепок того общества, в котором живут. Они испытывают мощный вал пропаганды западного образа жизни, насилия, пофигизма. На их пути столько соблазнов в виде алкоголя, наркотиков, табака. Одними запретами тут ничего не добьешься. Воспитывать детей надо, направлять в нужное русло, а то через 10-20 лет работать будет некому. То, что происходит в нашей стране, — реформы, преобразования, модернизация, — все рассчитано на молодых. Тяга к новому, интерес ко всему неизведанному — это в крови у молодых. И надо всячески в них это поддерживать.

Конечно, представителям старшего поколения всегда кажется, что они были лучше, активнее, целеустремленнее. Я к этому отношусь, как к старческому брюзжанию. У нас-то все уже позади, а у молодежи — все впереди.
Вот был у нас в ст. Вознесенской праздник по случаю 170-летия станицы. Знаете, на что я обратила внимание. Очень много было на празднике молодежи. И на площади, и в доме культуры, где проходили чествование заслуженных людей и концерт. Около дома культуры все пространство было уставлено детскими колясками, а молодые семьи с детьми находились в зале. Ветераны сейчас видят со стороны молодых столько внимания, что грех обижаться.

Да, молодежь пошла нынче другая. Но время, жизнь не стоят на месте. Раньше нам телевизор был в диковинку, радовались возможности потанцевать в клубе под баян или радиолу. Теперь у них компьютеры, всемирная сеть — Интернет, такие возможности развиваться, какие нам не снились. Не стоит упрекать молодых в рационализме и меркантильности. Ничего плохого нет в том, что они стремятся заработать побольше и жить лучше. И бескорыстие им не чуждо, подтверждением тому и волонтерское, и тимуровское движения, активная позиция в защите природы и окружающей среды.