О готовности образовательных организаций района к новому учебному году, инновациях в системе образования и приоритетных задачах в 2024-2025 учебном году нашей редакции рассказала Наталья Маршалко, исполняющий обязанности начальника управления образования администрации муниципального образования Лабинский район.
— Наталья Евгеньевна, скоро начнется учебный процесс. Все ли школы готовы принять детей?
— Несмотря на все сложности, в целом работа по подготовке к новому учебному году проведена. Хочу поблагодарить администрацию Лабинского района, руководителей и коллективы образовательных организаций, специалистов и сотрудников управления образования, родителей, социальных партнеров, одним словом, всех неравнодушных людей за неоценимую финансовую, физическую, моральную помощь в этой работе. Благодаря нашим общим усилиям школы, детские сады станут центром знания, творчества и информации, насыщенной интеллектуальной, культурной и спортивной жизни.
— Какие новшества ждут образовательные организации, появятся ли новые предметы?
— Указом Президента России 2024-й объявлен Годом семьи. Помимо основных мероприятий этого года, трансляции моделей лучших практик семейного воспитания, с сентября 2024 г. во всех общеобразовательных организациях будет введен курс «Семьеведение» для 10-11-х классов.
Также на смену урокам технологии приходит «Труд (технология)». Труд в данном случае рассматривается как трудовая деятельность, дающая возможность обучающимся не только проявить себя, сделать что-то своими руками, но и познакомиться с миром профессий. Еще один предмет — «Основы безопасности и защиты Родины», содержание которого дополнено модулем «Основы военной подготовки». Стратегией и тактикой нового предмета является формирование культуры безопасного поведения и ответственного отношения к гражданскому долгу — защите Отечества, начальной военной подготовки, а также таких элементов безопасности, как основы медицинских знаний, безопасность в быту и общественных местах, безопасность на транспорте.
— В Послании Федеральному собранию глава государства объявил о старте пяти новых нацпроектов. Они затронут образовательную сферу?
— Безусловно. В рамках нацпроекта «Молодежь и дети» будет оказана поддержка учителям и наставникам. Так, Президент предложил с 1 сентября 2024 года ввести ежемесячную федеральную выплату советникам директоров по воспитанию в размере 5 тыс. рублей, а также вдвое – до 10 тысяч рублей – увеличить размер ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (кураторство) в школах и учреждениях СПО, расположенных в населенных пунктах с населением менее 100 тыс. человек.
Новый нацпроект «Молодежь и дети» будет направлен на формирование возможностей для самореализации и развития талантов молодежи. Его мероприятия станут учитывать специфику каждого возраста и возможность получать помощь государства на всем жизненном пути подрастающего поколения граждан.
Отдельное внимание будет уделено развитию инфраструктуры. По поручению Президента России продолжится строительство общеобразовательных организаций, будет обновлена материально-техническая база.
Структура национального проекта «Кадры» будет направлена, прежде всего, на эффективное трудоустройство выпускников образовательных организаций, развитие целевого обучения и производственных практик, синхронизацию классификаторов в сфере труда и сфере образования, формирование более гибкой системы профессиональных стандартов. Могу с уверенностью сказать, что развитию кадрового потенциала и качеству образовательной деятельности в нашем муниципальном образовании способствует разработанная и второй год реализуемая модель целевого обучения.
— Сегодня вопросам качества образования уделяется особое внимание, Лабинский район как выглядит в этом вопросе на фоне других?
— Система образования Лабинского района — одна из небольших на территории Краснодарского края. Но вместе с тем ничуть не уступающая, а по отдельным параметрам качества образования и превосходящая крупные города и большие районы.
Устойчивое функционирование и развитие образования в Лабинском районе обеспечивается, прежде всего, стабильным финансированием. Ежегодно растут затраты на заработную плату педагогических работников, на капитальный и текущие ремонты, на организацию питания школьников, на охрану образовательных организаций и многое другое.
Большое внимание главой района и управлением образования уделяется мероприятиям по обеспечению безопасных и комфортных условий для обучения и воспитания детей. В течение лета в наших организациях проведен капитальный ремонт пищеблоков в МОБУ СОШ №№ 11, 13, 16, 22, 25, спортивных залов в МОБУ СОШ №№ 10, 28, работы по устройству нового ограждения в МОБУ СОШ №№ 2, 7, 14, 15, 16, благоустройство территории МОБУ СОШ № 4.
В текущем году мы в каждой школе оборудовали центры детских инициатив, провели ремонт помещений для обустройства «Точки Роста» в МОБУ СОШ №№ 14, 21, 25, 27, 32 и ремонт кабинета «Цифровая образовательная среда» в МОБУ СОШ № 13. Всего общая сумма выделенных средств краевого бюджета в 2024 году составила — 72 042,8 тыс. рублей. Общая сумма выделенных средств муниципального бюджета составила — 29 238,1 тыс. рублей.
— Наслышаны о том, что в нашем районе внедряется практика, когда уже начиная с детского сада, выстраивается система профориентации. Дошкольные учреждения активно сотрудничают не только со школами, но и с ссузами. Так ли это?
— Каждый ребенок дошкольного возраста — будущий первоклассник, поэтому задача детских садов — максимально развить его потенциал, подготовив ко второй ступени образования, дать равные стартовые возможности каждому. В этих целях в наших детских садах продолжают развиваться вариативные формы образования и воспитания.
Три дошкольных образовательных учреждения принимают участие в федеральном пилотном проекте по созданию центров раннего физического развития детей дошкольного возраста «Стань чемпионом». К 2030 году планируется реализация данной программы ещё в 7 учреждениях.
Семь дошкольных образовательных организаций принимают участие в проекте «Бережливая Кубань». Прогноз участия дошкольных образовательных организаций в данном проекте к 2030 году — 19.
Два дошкольных образовательных учреждения в Лабинском районе имеют региональный статус «Казачья дошкольная образовательная организация». В рамках укрепления традиций казачества в 2028 году запланирована работа по присвоению регионального статуса «Казачья дошкольная образовательная организация» ещё 3 учреждениям (ДОУ № 21 ст. Владимирской, № 12 ст. Ахметовской, № 4 ст. Чамлыкской).
В 2024 году 5 дошкольных образовательных учреждений начали использовать в работе STEM-образование, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребёнка с возможностью вовлечения его в научно-техническое и инженерное направления. В рамках сетевого взаимодействия были заключены соглашения о совместной деятельности с общеобразовательными организациями, реализующими программы дополнительного образования в «Точке Роста», школьном технопарке «Кванториум» и образовательными организациями среднего профессионального образования. В 2025 году открытие на базе МОБУ СОШ № 3 г. Лабинска центра «IT-Куб» позволит вовлечь в эту деятельность ещё 3 детских сада.
В целях ранней профессио-нальной ориентации по направлению «экологическое воспитание» заключены соглашения с Эколого-биологическим центром, дошкольными организациями и ГАПОУ КК «Лабинский аграрный техникум».
В настоящее время в рамках сетевого взаимодействия по направлению «агрономия» сотрудничают МДОБУ детский сад комбинированного вида № 3 ст-цы Вознесенской — МОБУ СОШ № 28 ст-цы Вознесенской — ГБПОУ КК «Вознесенский техникум пищевых производств». С 2024 года открытие агроклассов ещё в 5 общеобразовательных организациях, а в 2028 г. открытие агрошкол позволит реализовывать данное направление, начиная с детского сада.
— На следующей ступени образования введение в мир профессий будет продолжено?
— С целью создания в Лабинском районе единого образовательного пространства, обеспечивающего сетевое взаимодействие образовательных организаций всех уровней — от дошкольного до профессионального, в 2023 году разработана и реализуется «Муниципальная модель сетевого взаимодействия профессионального самоопределения обучающихся».
Модель реализуется в пяти направлениях: медико-биологическое, педагогическое, военно-патриотическое, аграрное, инженерное.
В рамках реализации модели заключены договоры о сетевом взаимодействии общеобразовательных организаций Лабинского района с дошкольными образовательными организациями, школьным Кванториумом, Центрами «Точка Роста», Лабинским медицинским колледжем, Лабинским социально-техническим и аграрным техникумами, Вознесенским техникумом пищевых производств, Краснодарским экономико-юридическим техникумом, Технологическим колледжем № 43 г. Москвы, Казанским техникумом информационных технологий и связи, Кубанским государственным медицинским университетом, Армавирским государственным педагогическим университетом, Армавирским филиалом Кубанского государственного технологического университета, КубГАУ, Лабинской центральной районной больницей, Лабинским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», ООО «МЭЗ Юг Руси», Лабинским филиалом ПАО «Россети Кубань», МУП «Водоканал», ООО «Гиперлайн», ПАО «Ростелеком», агрофирмой «Прогресс».
В истекшем учебном году в соответствии с реализуемой моделью проведен ряд мероприятий. К примеру, обучающиеся 11 классов медико-биологической направленности посетили Кубанский государственный медицинский университет. Обучающиеся педагогических классов один раз в четверть проводили уроки по выбранному предмету под руководством опытного педагога-наставника. В течение учебного года были организованы встречи обучающихся в педагогических классах с ветеранами педагогического труда, заслуженными учителями России и Кубани; выезды обучающихся на «Форум будущих первокурсников АГПУ». С обучающимися, планирующими поступление в высшие учебные заведения военной направленности, регулярно проводились встречи с представителями ведущих вузов России.
В рамках реализации аграрного направления 2082 обучающихся 6-11 классов посетили профессиональные пробы в Лабинском аграрном техникуме, Вознесенском техникуме пищевых производств. 40 обучающихся 8 классов получили первую профессию: «Садовод», «Пекарь».
В рамках реализации модели «Детский сад-Школа-СПО-ВУЗ-Предприятие» в 2024 году пять дошкольных образовательных организаций закупили и используют в работе STEAM-образование, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук: инженерии, математики, технологии. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики в процессе создания собственных моделей.
Благодаря созданным условиям обучающиеся, уже начиная с начальной школы, получили возможность в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования заниматься робототехникой, прототипированием, 3д-моделированием и программированием, разработкой приложений виртуальной и дополненной реальности, погрузиться в увлекательный мир практической физики, химии, биологии. Реализуются программы дополнительного образования: «З-Д Моделирование и прототипирование», «Лего-конструирование», «Монтаж структурированных кабельных сетей», «Беспилотные летательные аппараты», «Энерджиквантум», «Я — исследователь химии», «Квантоматематика», «Биоквантум», «Роботототехника», «Основы программирования на языке Scretch», «Квантошахматы», «Быстрый старт в искусственный интеллект».
Это уже дает результат. Учащиеся, посещающие кружки центров «Точка Роста» и школьного Кванториума, активно участвуют в олимпиадах и соревнованиях краевого и федерального уровней, в которых занимают призовые места, На базе школьного Кванториума в текущем году прошли командные ро-бототехнические соревнования «Легогонки» среди обучающихся школ района. В декабре 2023 года учащиеся школы № 9 стали победителями региональных робототехнических соревнований. Команда СОШ № 9 в мае 2024 года победила в краевом инженерном хакатоне.
В рамках реализации модели сетевого взаимодействия на базе школы № 9 г. Лабинска в апреле 2024 года состоялся выездной день открытых дверей Армавирского механико-технологического института. Обучающиеся 8-11 классов школ Лабинского района прошли профессиональные пробы по компетенциям «Нефтегазовое дело», «Энергетика», «Строительство», «Информационные технологии».
В течение года обучающиеся посещали Дни открытых дверей и проходили профессиональные пробы в СПО Лабинского района. 35 обучающихся 8 классов получили первую специальность «Оператор БПЛА» на базе Лабинского аграрного техникума.
Сетевое взаимодействие детского сада и школы с учреждениями СПО, вузами, предприятиями-партнёрами позволяет раскрыть механизмы перехода от простого к сложному. В детском саду дети, получая первые навыки инженерного образования (занятия робототехникой, легоконструированием), продолжают это в школе на уроках, во внеурочной деятельности, в кружках центров «Точка Роста» и школьного Кванториума, при посещении учреждений СПО и вуза применяют на практике школьные знания по информатике, физике и математике, посещая предприятия, узнают профессию изнутри.
Анализ результатов реализации модели свидетельствует о положительном влиянии проводимой работы не только на профессиональное самоопределение, но и на повышение качества образования в целом. Из 299 обучающихся школ Лабинского района, окончивших 11 классов, сдавали: «Информатику и ИКТ» – 35 выпускников (71% преодолели порог успешности, 3 выпускника набрали высокие баллы от 83 до 88); «Физику» — 52 выпускника (92,3% преодолели порог успешности, 6 выпускников набрали высокие баллы от 80 до 90 и 5 обучающихся от 90 и выше); «Профильную математику» — 151 выпускник (90% преодолели порог успешности, 20 обучающихся набрали высокие баллы от 80 до 90, 5 обучающихся от 90 и выше, 1 – 100-балльник).
Поступили в вузы на специальности инженерной направленности – 26% выпускников (79 человек). Выпускники района выбрали для дальнейшего образования МАДИ, КубГАУ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет, Санкт-Петербургский горный университет, Казанский государственный энергетический университет, Московский политехнический университет, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. Поступили в вузы медицинской направленности 18% (54 человека) выпускников 11 классов, из них двое по договору о целевом обучении. В педагогические вузы поступили 15% выпускников (45 человек), из них 5 человек по договору о целевом обучении. В высшие военные учебные заведения поступили 6% выпускников (18 человек). В вузы на специальности в сфере агрономии 15% (45 человек). На специальности «Экономика» и «Юриспруденция» — 12% (36 человек).
— Таким образом, профильное образование показывает свою востребованность. Углубленное изучение предметов позволяет выпускникам Лабинского района успешно конкурировать при поступлении в ведущие вузы. Эта практика будет продолжена?
— Исходя из проведённого анализа потребности обучающихся с 1 сентября 2024 года в общеобразовательных организациях будут открыты профильные классы по пяти направлениям: агроклассы — 8 школ (№№ 5, 10, 15, 16, 22, 28, 32, 33), курчатовские классы – 2 школы (№№ 3, 7), инженерные классы – 5 школ (№№ 2, 4, 9, 11, 13), медико-биологические классы – 1 школа (№ 3), педагогические классы – 8 школ (№№ 1, 5, 6, 7, 9, 16, 22, 25).
— Как ведется образование детей, имеющих ограниченные возможности здоровья?
— В девяти дошкольных образовательных организациях работают 26 групп компенсирующей направленности. Все воспитанники с ОВЗ обучаются по адаптированным образовательным программам. У детей есть равный доступ ко всем помещениям, объектам, игрушкам, пособиям.
В 2024-2025 учебном году открытие коррекционных классов и групп компенсирующей направленности планируется в СОШ № 5 (12 учащихся) и СОШ № 28 (8 учащихся). На данный момент составлены учебные планы и произведены расчеты необходимых средств согласно учебному плану.
Во всех общеобразовательных организациях имеются разработанные адаптированные образовательные программы и рабочие программы учителей для обучения детей с ОВЗ согласно их индивидуальным особенностям здоровья, функционируют две коррекционные школы для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Школьники с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 11 лет занимаются по программе пропедевтики «Решение практических задач в системе умный дом» в школьном «Кванториуме» СОШ № 9. Задача курса — дать ребятам базовое представление о методах искусственного интеллекта, познакомить с терминологией и научить применять некоторые из методов для решения несложных задач. В центрах «Точка Роста» еженедельно проводят занятия для ребят с ОВЗ. Обучающиеся начальной школы осваивают легоконструирование, шахматы. Обучающиеся старших классов — первую медицинскую помощь, робототехнику, информационные и кабельные сети, холодильные установки, прототипирование, программирование на языке Python, 3D-моделирование.
В Лабинском социально-техническом техникуме уже 7 лет проходит набор в группы для детей с ментальными нарушениями по профессии «маляр» и «садовник», всего набирают 27 человек. Распределение по специальностям происходит в зависимости от потребностей муниципалитета.
— На образовательные организации возложена еще одна важная функция – воспитательная.
— Мы живем с вами в очень неспокойное время, и сегодня, наверное, нет важнее задачи, чем воспитание детей в духе патриотизма. Воспитательная работа претерпела значительные реформации: введена еженедельная единая церемония поднятия Государственного флага Российской Федерации, по понедельникам проводится урок «Разговоры о важном», по четвергам — урок «Россия — мои горизонты». В наших школах появились советники директора по воспитанию, под руководством которых работают детские общественные объединения, в том числе и первичные отделения Российского движения детей и молодежи «Движение Первых».
Ребята разных возрастных групп принимают активное участие в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта. В районе действуют военно-патриотические клубы на базе учреждений и организаций.
В летний период 2024 года нами был апробирован проект «Умные каникулы» с целью организации познавательно-развивающего и оздоровительного отдыха детей.
Занятия проходили в оборудованных мастерских Лабинских учреждений среднего профессионального образования, а также в учреждениях дополнительного образования. Школьники получили теоретические знания и практические навыки по оказанию первой медицинской помощи, цифровизации и информатизации современного производства, юриспруденции, технологии мясной, молочной и хлебобулочной продукции, биологическим особенностям почв, выращиванию овощных и ягодных культур, навыкам выживания в природной среде. Всего в проекте приняли участие 90 учащихся 7-8 классов из городских школ.
Дети, которые 1 сентября войдут в классы, через четверть века будут определять будущее Лабинского района, Краснодарского края, нашей страны. Какими они будут, какой будет Россия? Во многом это зависит от работающих сегодня педагогов, для которых школа не только место трудоустройства, а большая часть жизни, долг и служение идеалам добра и просвещения. Сил, здоровья всем участникам образовательного процесса в новом учебном году!
Т. Калинченко.