Чтобы наши школьники могли, как говорится, два слова связать, все 11 лет в расписании стоят «Русский язык» и «Литература».  Век нынешний и век минувший в сфере образования накануне Международного дня грамотности мы сравнили вместе с Инной Чесноковой, учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ № 11 им. Героя России И. В. Марьенкова.  

— Инна Борисовна, правда, символично, что День русского языка — 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. А Международный день грамотности отмечают 8 сентября в день рождения его жены Натальи Гончаровой? Вы более тридцати лет учите детей «буквы разные писать». Когда Вы поняли, что неравнодушны к русскому языку и литературе и хотели бы их преподавать?

— Моими первыми классными досками были заборы и ворота гаражей. С детства я со своей тетей играла в школу. Усаживали соседских детей и учили. К тому же я очень много читала. В книгах открывался мир, горизонты, далекие от нашего дома. Поступки, герои, драмы и смешные истории. Я засыпала в обнимку с книгой. Но  вот о том, чтобы быть учителем русского языка и литературы, не думала. 

— И все же стали преподавать в школе.

— Очень благодарна моим учителям русского и литературы – Раисе Григорьевне Исаевой и Антонине Павловне Фатиной. Они научили ценить красоту слова, изящество нашей знаковой системы, а литература для меня стала не статичными буквами на бумаге, а средоточием русской культуры. 

Давайте приведу пример. Все помнят начало первой главы «Евгения Онегина»: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» Эти строки кроют за собой интересную историю, и друзья Пушкина понимали их совсем иначе, нежели мы. Дело в том, что как-то Анна Оленина, Иван Крылов, Александр Пушкин и другие играли в фанты. Крылову выпало залезть под журнальный столик и написать там басню. А надо сказать, что Крылов был мужчина крупный, пролезть под стол для него было трудновато. И вот Пушкин вместе с Вяземским насаживают столик на Крылова, а тот кричит: «Снимите стол, я уже написал басню». Иван Андреевич отдышался и говорит: «Пока только одна фраза: «Осёл был самых честных правил», остальное потом допишу. Все рассмеялись, но впоследствии Крылов сдержал своё обещание и расширил-таки эту фразу до настоящей басни «Осёл и мужик». Вот ее суть. Хозяин оставил осла стеречь огород, а осёл был самых честных правил, поэтому он не стоял на одном месте, а бегал по всему огороду, чтобы никакая мышь не съела ни одного зёрнышка. И, разумеется, от огорода ничего не осталось.

С тех пор у Пушкина с Крыловым появилась традиция говорить об упрямом человеке «он самых честных правил». Такая вот литературная байка. Понимая это, меняется и смысл фраз Евгения Онегина. 

И таких примеров масса. В литературе говорят не только герои, но и предметы. Там все не просто так. И этому научили мои педагоги. Раиса Григорьевна Исаева поражала своим глубоким знанием произведения. Она так преподавала свои предметы, что прийти неподготовленным было бы стыдно. Строгая, но справедливая, своим умением, своими знаниями вдохновляла на изучение русского и литературы. Когда в старших классах ее сменила Антонина Павловна Фатина, то мы еще больше погрузились в эти предметы. Ее уроки мы просто слушали с замиранием, а какие у нас проводились семинарские занятия! Урок по Борису Пастернаку до сих пор стоит перед глазами. Как Антонина Павловна читала его стихотворение «Быть знаменитым некрасиво»… Это непередаваемо. 

— А когда вы провели свой первый урок?

— Не поверите, но это был урок истории, а не русского языка. Апрель 1991 года. Так получилось, что меня поставили замещать отсутствующего учителя. На самом деле у педагогов много первых уроков. Даже у тех, кто имеет большой стаж. Потому что авторитет ты обретаешь среди коллег, а вот приходят в пятый класс выпускники начальной школы. Ты для них совершенно новый человек, и надо, как в первый раз, завоевывать внимание, уважение.

— Если проводить параллель между разными поколениями, когда было проще, в век нынешний или в век минувший? 

— С детьми всегда интересно. Но нужно сказать, что, конечно, двадцать лет назад было совершенно другое отношение к чтению. Дети с колыбели воспитывались на книжках, знали произведения, много читали. Сейчас, бывает, очень больно становится, когда спрашиваешь у детей, а они не знают даже сказок Чуковского. И выясняется, что родители им не читали, и вот тут немножко обидно, что технологии, гаджеты, компьютеры заменили общение, чтение. 

— А чему вы хотите научить на уроке литературы?

— Читать. Понимать. Литература – это предмет, в котором можно найти ответы на все вопросы, ведь каждое произведение ради чего-то написано. Потому у нас есть классические произведения, да, мы совсем по-другому относимся к этому, но в любом произведении есть ответы на важные вопросы. Можно представить себя на месте героя, задуматься: «А как бы я поступил?». Понимание приходит с возрастом, но научить этому пониманию – задача учителей. Очень жаль, что дети сейчас зачастую не воспринимают литературу всерьез. А ведь помимо всего прочего она способствует обогащению речи, культура которой всегда видна, как на ладони.

 Вы знаете, что в нашей литературе есть знаменитый, можно сказать скандальный стих из одной строки? Это моностих Валерия Яковлевича Брюсова.  Получилось так, что в свое время он шокировал общество, вызвал шумные обсуждения и до сих пор считается одним из самых загадочных произведений русской литературы. Даже одна строка заставила его современников ломать копья.

Сегодня детям понимать произведения, написанные два века назад, сложно, но можно. Им просто необходимо в этом помогать. Для этого и нужен учитель литературы. Он учит пониманию. Ведь по сути литература – готовая книга жизни, бери и постигай. Но детям не хватает кругозора, знаний истории, не в плане событий, а вещей, быта. Большая разница в манере изложения, стиле. Им нужно продраться сквозь слог классики, и учитель – их верный проводник. Извет, кивот – это не все взрослые понимают. И это проблема. Поэтому здесь на помощь литературе должна приходить культура. Нам просто необходимо чаще детей водить в музеи, знакомить с прошлым, чтобы оно стало ближе. 

В классике нет ничего случайного. Даже факт, у кого служил отец Петруши Гринёва в «Капитанской дочке», важен, поскольку Миних пережил ссылку. 

— Три произведения, которые стоит обязательно прочитать?

— Трудный выбор. Пожалуй, назову «Алые паруса» Александра Грина, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и «Как закалялась сталь» Николая Островского.

— Давайте теперь о русском языке поговорим. Ваш любимый знак препинания?

— Неожиданно. Точка – нет. Поставить точку иногда бывает достаточно трудно. Восклицание – яркий знак, с ним мы радуемся, восторгаемся. К слову сказать, раньше восклицательный знак называли точкой удивления. Восклицание – это чаще радость. Вопросами мы задаемся очень часто. А вот самый интересный, пожалуй, многоточие. Мне кажется, в нем больше эмоций, чем в других. Это тот знак препинания, который действительно заставляет что-то там домыслить, дойти до чего-то, поразмышлять. Многоточие — это следы ушедших на цыпочках слов. Целая детективная история! 

— Без чего не обойтись учителю в наше время?

— Считаю,  что тот, кто идет в нашу профессию, должен обладать большой силой духа, терпением, крепким здоровьем, оптимизмом, умением найти выход из разных ситуаций, быть образованным, подкованным буквально во всех отраслях науки, не только в своем предмете, в IT-технологиях разбираться. Быть универсальным: и артистом, и врачом, и психологом. и мамой, и палочкой-выручалочкой. Поэтому профессия учителя – одна из самых сложных, ответственных, но и самых интересных.

Беседовала Т. Калинченко.