Трудовой стаж Валерия Базавлуцкого превышает 40 лет. Но его работа измеряется не годами, а скорее – счастливыми выпускниками, для которых действительно школьные годы были чудесными. Сегодня директор МОБУ СОШ № 6 им. А. Г. Турчанинова г. Лабинска – гость «Провинциальной газеты».
— Валерий Петрович, в свое время дети мечтали стать космонавтами, походить на Павку Корчагина. Вы начинали свою трудовую деятельность в 1981 году в должности инструктора райкома комсомола поселка Батимшинска Актюбинской области. Что повлияло на Ваш выбор профессии?
— Не поверите, но я думал, что буду или художником, или ювелиром. Представлял, как тружусь в своей мастерской, никто не мешает, сидишь, занимаешься творческой работой, наслаждаешься искусством. Во время учебы увлёкся театром, выступал на сцене, затем попал в большой спорт и понял, что тянет работать среди людей. А когда проходил педагогическую практику, сразу почувствовал, что педагогика — это моё.
— С чего начинается утро директора?
— Каждое утро я встречаю у входа в школу учеников, и неслучайно без пяти восемь ребёнка за воротами уже не увидишь.
— Конечно, как тут опаздывать, если директор лично ждет. А как решаете вопрос с мобильными телефонами? Сегодня только и говорят, что это бич образования. Дети перегружены информацией из Интернета, мелькание картинок, роликов, игр, в итоге сужается объем воспринимаемой информации. К тому же добавляются жалобы, что дети списывают.
— У нас этот вопрос решился просто. После звонка на урок никто телефонами не пользуется. Ни учитель, ни ученики. Категорически запрещено гаджеты извлекать из кармана, из портфеля и так далее. Педагоги аналогично — телефон во время урока отключают, потому что говорить детям о том, что им нельзя пользоваться, а делать наоборот не годится. Когда дети видят единые правила, тогда все четко.
— А на переменах?
— Да, дети выходят с уроков, садятся, достают свои сотовые и начинают играть. Поэтому стараемся их каким-то образом тоже организовывать, чтобы отвлечь.
– А как быть с тем, что сегодня родители перед школой стараются отдать ребенка на подготовку, где в развлекательной форме учат основам письма, счета. А потом у первоклассника, который привык к такому игровому процессу, наступает кризис, он сталкивается с тем, что в школе учеба устроена совершенно по-другому.
— Как всегда, главное не переборщить. И лучше развивать не конкретные навыки чтения, допустим, а логику, умение концентрироваться, анализировать. То есть дать дошкольнику инструменты для успешного освоения школьной программы. А что толку, если он читает, но при этом не понимает смысла прочитанного, не выговаривает буквы. Безусловно, задача и мастерство педагога пробудить у каждого интерес к учебе. Но у нас все-таки не частное заведение, где пять человек занимаются и каждому хватит времени дать разную нагрузку. А когда в классе 30 человек, и кто-то по слогам читает, а кто-то вовсе не читает, а работать надо одновременно со всеми, это сложно.
— Звучит, как и вовсе невозможно. Урок у первоклашек 35 минут, на каждого хватит всего по минуте. Мне кажется, что учителя – это какие-то суперлюди, которые могут в такие короткие сроки и рассказать, и оценить. Горящие глаза у преподавателей – как это сохранить и поддержать?
— Сегодня мы живем в непростое время. Хотя, наверное, простых времен и не бывает. У кого-то родители, отец, брат на фронте, у кого-то муж, но тем не менее учителя приходят на работу с нормальным настроением, а не заставляют себя. Считаю, что у нас хороший психологический климат, они знают, что любая проблема, которая возникает в школе, решаема и рядом с ними руководитель, который не отвернётся, станет рядом.
— Кто в школе главный – учитель, ученик или директор?
— Понятно, что ученики без учителя быть не могут и в обратном варианте учителя без учеников. Однако всякая демократия должна быть управляемой, если демократия неуправляема — это анархия, поэтому все три субъекта друг без друга существовать не могут. Считаю, важно не занимать однобокую позицию никому: «Я тут главный, как сказал, так и будет». Если учитель не подавляет, а дает развиваться, и при этом сам не отстраняется, тогда в этом зазоре общения возникает сотрудничество, сотворчество, в этом случае всегда есть успех.
— Что Вас радует в сегодняшних детях или наоборот настораживает?
— Очень радует, как во многих проявляется активная жизненная позиция, есть тяга к знаниям, такая здоровая любознательность, есть увлеченность спортом, искусством. С большим уважением отношусь к таким детям. Их ждет прекрасное будущее, и их родителей тоже. И понятно, что и в больших делах, если говорить уже о стране, такие дети очень нужны, они будут двигать прогресс – в науке, в творчестве, в спорте.
Настораживает равнодушие. Такой общий настрой ко всему вокруг: «Мне все равно». Все равно какая оценка, все равно, что там говорит учитель, но и самое страшное, порой сталкиваешься с тем, что они равнодушны и к своей семье.
— «Вас вызывает директор» — слышит родитель. К вам идти страшно?
— Мои двери всегда открыты. Считаю, что директор не может жить отдельно от жизни школы и быть наблюдателем. На всех собраниях напоминаю, что я всегда на месте. Если вдруг выехал по проблемам школы, и мне позвонили, что пришли родители, возвращаюсь, встречаюсь. Еще для меня ценно, когда в кабинет приходят дети и с большими глазами говорят: «А вы знаете, оказывается, лягушки умеют прыгать выше метра».
— Какую свою педагогическую историю вы расцениваете как успех?
— Очень часто встречаешь на улице выпускника, и он говорит, что вот вы мне когда-то сказали, и я так рад, что услышал это, мне помогло. Понятно, наша деятельность нужна многим, нашим детям, зачастую родителям. Но бывает случаи с людьми, для которых какое-то действие, простое действие, обыкновенное, меняет в корне жизнь к лучшему.
Я считаю, если твоя работа помогает, это и есть успех.
— Ваш любимый фильм про школу?
— Бесспорно, для меня это «Большая перемена». Там очень много нюансов, понятных учителям. И некоторые приемы актуальны и по сей день.
— Бывают такие моменты, когда хочется все бросить? И если да, то что вы тогда делаете?
— Такого, что вот больше не могу, что сил нет, как-то не испытывал, даже об этом не задумывался. Да человек устаёт от нагрузки, она сейчас значительная, но я прекрасно нахожу возможность отдохнуть дома. Ну традиционно как на Кубани — в огороде, у меня отличный сад, и в нем тоже, как и в школе, видны результаты труда. У меня есть, где отдохнуть душой, и мне очень помогает общение с моими близкими.
— Сегодня в вашу школу многие стремятся попасть. Что ее отличает?
— Когда учитель знает, что придет в администрацию школы, задаст вопрос и всегда получит ответ, от него не отмахнутся, это значимо. Педагогу нужно чувство защищенности, оно просто необходимо для комфортной, спокойной работы. Мне кажется, этот фактор как раз и повлиял на то, что в нашей школе стопроцентная обеспеченность кадрами. А когда спокойны и довольны учителя, спокойны и счастливы дети. Здесь ведь тоже прямая зависимость, которая влияет и на общую атмосферу школы. Поэтому к нам стараются переводиться ученики.
— Какой видите школу через 20 лет?
— Такой же, где есть место детскому смеху и радости познания.
Т. Калинченко.